Проповедь мирского человека

Людмила Васильева родилась в Данкове. И отпуск свой всегда проводит у мамы, на родине.

В двадцать шесть лет Людмила была направлена на Кавказ, в поселок Бамут. Шла первая Чеченская кампания, 1995-1996-й годы. Военный фельдшер, она видела всё: раны, боль, гибель боевых товарищей.

Вернувшись в Липецк, стала ходить в храм. Но не сразу. Что-то, видимо, должно было созреть внутри. А когда рядом с Техническим университетом, в 19-м микрорайоне, появилась маленькая церковь Святой Мученицы Татианы, Людмила Васильева стала ее прихожанкой. Слушала проповеди отца Сергия Косых. Подолгу не уходила. Потом принялась помогать – в приходе ведь всегда много работы. Начинается строительство большого храма Преподобного Сергия Радонежского. А вместе с помощью людям рука вдруг потянулась к листку бумаги. Впечатления жизни не просто описывались, но обдумывались глубоко, по-православному.

Робко показала Людмила отцу Сергию свои первые... рассказы – не рассказы, дневники – не дневники... Батюшка прочитал, благословил писать дальше и сказал, что если бы обычные люди, не священники, могли проповедовать, то он назвал бы это проповедью мирского человека.

Листочки (а тексты сейчас уже набираются на компьютере) автор собирает в папку. И теперь, в “Добром вечере”, - дебют Людмилы Вячеславовны Васильевой.

А службу свою она продолжает в знаменитом Липецком авиацентре…


Две сосиски для собаки

Господь сказал: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить” (это Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 1–2). Но даже человеку, живущему неповерхностной церковной жизнью, порой очень тяжело мыслить, говорить и поступать сообразно этим законам, хотя в непреложности слов Господа каждый из нас убеждался на личном опыте далеко не один раз.

Однажды зимой я шла с вечерней службы. Дни стояли очень морозные. Возле автобусной остановки, под скамьей, вздрагивала и поскуливала бездомная собака. Мимо проходил (хотя ползти-то ему было бы намного легче) совершенно пьяный мужчина. Увидел замерзающую собаку и принялся ощупывать карманы брюк и старой-престарой шубы. Набрав какую-то мелочь, пошел в магазин и принес для собаки две сосиски. Было видно: мужик пьет много и часто, почти опустившийся вид его говорил о том, что человек ведет полуголодный образ жизни. Собака, вскочив на лапы, тут же проглотила сосиски, и ее завилявший хвост уже указывал на то, что помирать она передумала.

Мужчина, потрепал собаку за холку, перекрестился на церковь и, натянув шапку на уши, побрел своей дорогой. За это время я услышала на остановке такие реплики:

– Ну, скотина, напился, как свинья!

– И земля таких еще носит!

– Вот-вот, тут детей нечем кормить, а этот хмырь псов угощает!

...К сожалению, и на нашем берегу трезвенников и интеллигентов тоже встречаются такие свиньи, которые везде найдут грязь.

Вот наш суд – косоглазый, немилосердный, невежественный.

Вот наша мера – ломаный грош для нуждающегося.

Думаю, если мужик этот не прошел мимо собачьей нужды, не пройдет он и мимо несчастного человека. Да, Господь сказал, что пьяницы Царствия Небесного не наследуют, но его также не наследуют гордые, циничные фарисеи, “комара оцеживающие, а верблюда поглощающие”. Это было, как в евангельской сцене мытаря и фарисея: пьяный мужчина в смирении перекрестился, а гордый фарисей осудил.

Как не проникнуться жалостью к этому несчастному, доброму человеку и состраданием к замерзавшей собаке, да и вообще к любому живому существу, которое испытывает боль...

“...Какою мерою мерите, такою и вас будут мерить”.

Под этим законом прежде всего находится состояние нашего сердца, а также взаимоотношения с людьми, моральная и материальная поддержка. Под этим законом ходят богатые и бедные, молодые и престарелые, политики и простые люди.

Давайте только добрым взглядом на жизнь и милосердными руками измерять счастье и страдание окружающих нас.


...И сидит на снегу девушка

Первая любовь... Есть ли на свете человек, который не испытал ее?.. Всё самое лучшее, что заложено в человеке, раскрывается и преображается. Пожалуй, это чувство - одно из самых светлых и чистых.

Но, к сожалению, в мире, оторванном от воли Божьей, всё намного-намного сложней.

Как-то, возвращаясь поздним вечером с вокзала, вижу: сидит прямо на снегу девушка, курит и плачет. Подхожу к ней, села рядом и, спросив сигарету (хотя сама не курю), говорю:

– Скажи, еще можно что-то исправить или уже поздно?

– Я его очень люблю, а он изменил мне с подругой.

– И за такого легкомысленного человека ты собралась замуж?

– Heт, он не легкомысленный, он просто травы обкурился.

– А если бы вы поженились, ты стала бы любить его детей?

– Конечно.

– Даже в том случае, если бы от наркомана они родились физическими или моральными уродами?

Затянувшись сигаретой, девушка замолчала и перестала плакать.

Ну вот, и Слава Богу!

Так значит, к чувству любви нужно добавить в нашем грешном мире еще один не менее важный фактор – здравый смысл. Любовь, здравомыслие, венчанный брак, воцерковленный образ жизни, желание прощать и радовать сделают жизнь двоих гармоничной. Но чаще всего, со второго-третьего года жизни начинается борьба не со своими страстями, а с большими и малыми и даже ничего не значащими ошибками мужа или жены. Как в народе говорят: в первый год жена – милочка, во второй – пилочка, а в третий год – лесопильный завод.

Так что же нужно делать, чтобы меньше было ссор и разногласий? Каждый из нас должен понимать: чем человек духовно совершеннее, тем совершеннее его чувства. Господь посылает нам обстоятельства, которые соответствуют ДУХОВНОМУ ПРЕДЕЛУ СЕРДЕЧНОЙ СУЩНОСТИ. Если кто-то ревнует о дарах больших, то и Господь поведет его путем более превосходным.

Но как на малом суденышке, так и на большом стратегическом корабле капитан должен знать цель, путь своего назначения, куда причалит его семья. Господь сказал: “Я есть путь и истина и жизнь” (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 6). А это значит, что во всех обстоятельствах нужно обращаться к Богу и прибегать к Таинствам Святой, Православной и Апостольской церкви. По мере стяжания Святого Духа сердце обретает истинную любовь, радость и мир, которые светят и согревают всех тех, кто рядом с нами.


Дорога в небо

Вcё чаще поднимаю глаза на и небо, которое невидимой прозрачной границей отделяет день от ночи, жизнь от смерти, вечное от временного. Причудливые формы облаков придают некоторую таинственность небесному миру. Где-то там, за белоснежными островками, разбросанными по голубому океану, существует противоположная жизнь со своими законами Мироздателя. Там уже живет большинство всех людей. Как младенец не может понять рассказа матери о нашем земном мире, так и мы не можем понять и даже вообразить в мыслях ту страну, которую Господь создал для вечности.

Солнце, как жизнь человека, пройдя Богом отведенный путь, малиновым диском опускается за горизонт. Синие облака, обрамленные ослепительно золотистой каемкой, как бы напоминают о неизреченной красоте Божьего царства. Как ребенок разглядывает фигурки в калейдоскопе, так и мы пытаемся разгадать тайну потустороннего мира. Как встретит меня, грешного и ничтожного человека, такая неизреченная в своей красоте и гармонии вечность? Как возможно обмелевшей и затянутой ряской речке влиться в чистейший океан Божьей любви?

Но по великой милости Бога нам день ото дня продлевается жизнь, чтобы шаг за шагом, очищая свое жизненное русло, могли мы хоть последней речкой влиться в этот океан. Человек, очистив себя покаянием, живет как бы на границе земного и небесного, вкушая истинную радость в Боге.

Но вот уже появляются первые звездочки. Ночная тишина и временная жизнь сливаются в одну симфонию приближающегося Христова Воскресения – вечного радостного утра. Скоро забрезжит рассвет и разольются по небу розовые перламутровые краски. Одна за другой проснутся птицы и наперебой, сливаясь в один дружный хор, будут тонкими трелями восхвалять Творца.


Людмила Васильева


Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2007. — № 2. — С. 8..