Альма-матер отца Сергия.

...Автобус подъезжает к остановке "19-й микрорайон". И вот он, рядом, - маленький, теплого зеленого цвета, храм святой мученицы Татианы, покровительницы православного студенчества. Идешь по дорожке, обсаженной цветами, и слева открывается строительство. Это начинает возводиться большой храм Преподобного Сергия Радонежского.

Здесь все важно. И то, что храм святой мученицы Татианы открыт всегда. Даже в те дни, когда нет служб. И то, что есть где посидеть и полюбоваться. Подумать.

Настоятель прихода храма Сергия Радонежского отец Сергий и прихожане так и решили: когда возведут большой храм, здесь будет сквер и скамеечки. Много цветов, деревьев, кустарников.

Действительно, одно дело - когда напротив тебя какой-нибудь там зал игровых автоматов. И совсем-совсем другое - когда на храм смотришь.

В строительном вагончике мы беседовали с отцом Сергием - руководителем комиссии по работе с медицинскими учреждениями Липецкой и Елецкой епархии.


Дети в больнице.

- Сначала освятил одно из отделений областной детской больницы, она ведь рядом. Потом мы с главным врачом Олегом Юрьевичем Колягиным решили освятить и другие отделения. Олег Юрьевич выбрал место для молитвенной комнаты. И вот мы с отцом Михаилом Князевым (вдвоем-то теперь легче, а сначала я был один) служим там молебны во здравие больных детей. Два человека за счет средств нашего прихода дежурят в молитвенной комнате каждый день. Беседуют с детьми, с их родителями, дают рекомендации, дают книжки, молитвы, принимают записочки о здравии, чтобы мы в храме за детей помолились.

У детей, которые лечатся в областной психоневрологической больнице № 1, что в селе Плеханово, мы обязательно бываем хотя бы раз в месяц. А на Рождество, на Пасху приезжаем с подарками. Перед началом учебного года - то же самое. Служится молебен, и детям, которые там же, в больнице, учатся, мы привозим всё, что необходимо для школы. Тетрадки, дневники, учебники, карандаши, ручки - ну, много всего набирается. Подарили велосипед и санки. Конечно, мячики, игрушки разные. Отец Михаил освятил детское отделение после капитального ремонта.


Начало всех наших слез.

- Начало всех наших слез, нестроений, болезней - в противлении порядку, установленному Богом. Многие этого не понимают: подумаешь, грех! Ничего страшного! Но надо знать: тут лукавый действует, говорит больному человеку: ты не виноват, это тебе сделали, это тебе кто-то наговорил да нашептал.

А ведь Господь благоволил создать этот мир, чтобы мы наслаждались. Однако наслаждение невозможно без общения с Богом, без сознательного исполнения воли Божией. Если человек этого не делает, он входит в противоречие с красотой, с гармонией, с порядком. И исцеление человека невозможно без участия Бога, поскольку тело и душа - это Божие творение.


Общество православных врачей.

- Многие врачи понимают, что без воли Божией ничего не происходит. Философ XVII века Спиноза говорил: когда я смотрю на часовой механизм, я думаю о мастере, который его сделал. Но ведь человек гораздо сложнее часов! Воистину удивляешься людям, которые смотрят на этот "механизм" и не видят в нем Творца. То есть, Господа.

Наша задача, православных священников, - вместе с врачами "включить" то, что нарушено. В человеческом организме все заложено. Ты только не сломай, наладь, и все пойдет. Первая заповедь врача: Не навреди! А то нередко слышишь: слабый организм, беззащитный организм... Такими словами люди косвенно обвиняют Творца, что он что-то не так сделал. Или не совсем так. А, может, и совсем не так сделал.

Так вот, комиссия по работе с медицинскими учреждениями, которую я по благословению Владыки Никона возглавляю, создала Общество православных врачей. Очень рад, что такие врачи у нас есть.


Когда подходишь к плачущей маме...

- В детской больнице подходишь к плачущей маме и начинаешь с ней говорить. Спрашиваю: у вас ребенок болен, чем вы ему помогаете? В ответ: да вот, батюшка, смотрю, чтобы был чистенький, чтобы вовремя поел, принял лекарства, и плачу, плачу.

Конечно, никто, как отец и мать, не заинтересован, чтобы их ребенок побыстрее выздоровел. Но вижу - на больничной постели детектив со страшным названием. Для чего такая книжка? Чтобы время убить. "Время убить" - чудовищно! Значит: уйти мыслью куда-то в сторону. В сторону от Бога.

А мама продолжает: батюшка, нам ничего не жалко для ребенка, мы вот виноград ему зимой покупаем, всякие вкусные вещи.

Но у этих детей часто нет не только православных книг, но и книг светских. Просто хороших детских книг. Чтоб душа росла.

Как же люди заблуждаются! Получается, что вроде все у ребенка есть, а духом он - сирота. Духовный сирота.


Ребенок просит.

- Случается, больной ребенок отведет тебя в сторонку и робко так говорит: "Батюшка, благословите меня". Понимаю, что это "с подачи" взрослых, но спрашиваю: "А что тебе нужно?" "Чтобы Боженька дал мне здоровья, чтобы он мне помог".

И так вот благословляешь его и говоришь: ты молись и о себе, чтобы Бог тебе помог, молись о своей маме, о папе, о бабушке, о сестренке. Молись о врачах, которые тебя лечат. Даже если ты не знаешь, как зовут врача, все равно молись. О нянечках, медсестрах. Господь всех знает.

А у старших, кому лет четырнадцать и больше, - свои проблемы. И то, что каждый из них говорит священнику, уже похоже на исповедь. Просят совета. Какие вопросы? Разные вопросы.


Храм науки и Божий Храм.

- Наш приход расположен рядом с Техническим университетом. Это не случайно. Преподобный Сергий Радонежский - святой, которому православные родители возносят молитвы за учебу детей. Молятся и сами ученики.

Мы даже не планируем здесь никакой церковной ограды. Это такое уникальное место, где храм Божий рядом с храмом науки. И тут не противоположность, а единство. Михайло Васильевич Ломоносов сказал в свое время: наука и религия суть две дочери одного Божественного Родителя и в распрю войти не могут.

Религия - вовсе не опиум для народа (был такой кощунственный лозунг советских времён). Религия, на самом деле, есть связь человека с Богом.

Студенты заходят к нам в храм. Перед сессией, перед экзаменом.

А недалеко от храма Сергия Радонежского будет построена университетская научно-техническая библиотека. Причем она так сориентирована, что будет "смотреть" на храм.


Я и сам...

- Я тоже в какой-то степени отношусь к семейству ученых, защитил кандидатскую диссертацию и никакого противоречия не вижу. Наука занимается материальным миром, а религия - это сфера взаимоотношений человека и Бога, человека и Творца. Связь непрерывная, и здесь, наоборот, гармония: как тело без души - это труп, так и жизнь без общения с Богом - не жизнь. Человек должен прилагать усилия. Господь сказал: Ищите прежде Царствие Небесное и правды его. Всё остальное приложится. Вот если мы этой мыслью проникнемся, если мы поймем, что иначе нельзя, то всё будет меняться к лучшему.


Каждый цветок трудится.

- Господь объяснял своим ученикам: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их... Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них".

О чем эти слова? Не надо думать, будто Господь внушает нам мысль о праздности, будто мы не должны ничего делать. Тем более, птицы трудятся, да еще как! И каждый цветок трудится, чтобы вырасти! Иной росток даже асфальт взламывает - так тянется к свету! Господь предостерегает нас этими словами от излишней, безбожной озабоченности, от суеты. Да, конечно, проблемы перед нами встают и некоторые из них могут привести к печали и унынию. Печаль и уныние - два смертных греха. А мы должны знать, что мы не одни. Мы не одни, если не отдаляемся от Бога. Он для нас - как солнце. Он и грешникам, и праведникам тепло и свет дает.

Человек сам себе усложняет жизнь, если распространяет свое горе на все. Конечно, в беде мы обязаны просчитывать, продумывать, как быть дальше, но в то же время не забывать, что Бог рядом. И он нас не оставит. Поэтому всякое дело начинается с молитвы. День начинается молитвой и за-вершается молитвой. Когда мы молимся, мы же не просто произносим слова, а они проходят через сердце, через душу. Когда мы говорим: "Отче наш, иже еси..." (то есть, который есть), значит, мы обращаемся к живому Богу, Богу всемогущему. Господь говорил: если верите в то, что просите, получите.


Когда человек на краю.

- Вот сегодня из областной больницы пришла ко мне женщина. Через день ей предстоит серьезная операция. Ни исповедь, ни соборование, ни причастие - ничего этого она уже не успевает. Я побеседовал с ней, благословил ее: подготовиться, помолиться и просить Бога даровать время, чтобы она изменила свою жизнь. Почему жизнь надо менять? Потому что получить выздоровление и жить дальше точно так же, как она жила раньше, то есть безбожно, смысла нет. Господь может эту жизнь прервать. Конечно, я ей так не говорил, но сказал, что продолжение жизни возможно и имеет смысл только тогда, когда человек меняется и идёт по пути, заповеданному Господом.

Она взяла с собой в палату духовные книжечки. Эта женщина, вероятно, никогда бы не пришла в храм, если бы он не оказался на ее пути в больницу и если бы душа не оказалась на самом краю, куда ей страшно заглянуть... У нее в глазах стояли слезы.


А жизни вне Бога нет.

- Сам мир вне Бога не существует. И раз человек - Божие творение, то вне воли Божией он жить не может. Если ты учишься и познаешь только законы материального мира, а Творец - вне поля твоего зрения, то ты - робот. Робот, в которого вкладывают какую-то программу. Не образ и подобие Божие, а биологическая машина, обученная выполнять какую-то определенную работу.

В моем представлении, самая тяжелая, самая страшная травма, которая нанесена русскому народу, - это отсечение его от Бога. Народу лгали. А чем страшнее, чем неправдоподобнее ложь, тем она легче воспринимается. Последствия этой травмы, лжи скажутся, может, еще не на одном поколении. Но это мы так по-человечески размышляем и экстраполируем, а Воля Божия, возможности Бога совсем другие. Мы должны делать то, что нам по силам. А Господь доделает и исправит то, что мы не сделали, но хотели, или сделали плохо, а хотелось бы лучше.

Проблемы не исчезнут, но их станет меньше. Мы будем идти узким путем. Как сказано в Священном Писании: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь. Путь узок, но он - жизнь. А другой путь - широкий и удобный, но он - в противоположную сторону.


Отец Сергий помолчал и улыбнулся:

- Давайте посмотрим наш храм!

Мы вышли с батюшкой из строительного вагончика, и тут началось радостное наше путешествие по территории прихода Преподобного Сергия Радонежского.

Уже вырыт огромный котлован. Это место храма преподобного Сергия Радонежского. И тут начались комментарии не только священнослужителя, а кандидата технических наук. Каждый бульдозер, каждый экскаватор, каждый колышек - все это для отца Сергия, как для нас любая вещь в нашем доме:

- Вон крайняя точка. А всего храмовая территория - это почти 3 гектара. Фундамент у храма будет очень прочный - бетонная плита толщиной в один метр. Представьте: 60 тонн арматуры, стены - из монолитного бетона. Здесь ведь грунты, которые насыщены водой, и чтобы нижний храм не затапливало, стены и фундамент запроектированы монолитными. А вот примерно здесь будет библиотека технического университета, хотя знаю, что не всем это по душе. Площадка перед храмом и перед библиотекой так спланирована, чтобы во время крестных ходов библиотека не мешала. А видите холм - тут надкладезную часовню построим, воду будем освящать. Люди станут ходить в библиотеку мимо храма. А потом будут ходить через храм.

Отец Сергий так тихо и светло засмеялся! Мы быстро пошли к храму святой мученицы Татианы. И только вошли - хлынул ливень. Господь нас увидел.

Батюшка показал макет будущего храма Сергия Радонежского. Форма куполов напоминает шлемы, узкие окна - бойницы. Это прием, взятый из древних русских храмов.

Два больших микрорайона Липецка - Елецкий и Университетский - появятся рядом. Как нужна в строительстве нового храма помощь городских властей! Для отца Сергия очень важно, что храм на самом въезде - по автотрассе и по дороге из аэропорта:

- А город, который начинается с храма!..

Тут отец Сергий вновь улыбнулся. И я улыбнулась.

- Министр регионального развития России Владимир Анатолье-вич Яковлев сказал, когда стояли рядом владыка наш Никон и глава областной администрации Олег Петрович Королев, что доволен развитием Липецкой области и что там, где руководство области и церкви работают вместе, там и дела идут хорошо, - добавил батюшка.

Потом отец Сергий провожал меня по все той же дорожке, обсаженной цветами, - оказывается, это сделали прихожане. Какой же здесь дружный приход, если люди даже в теперешних скромных условиях так стараются все украсить! Вообще благая деятельность прихожан храма - отдельная тема. Сначала ведь вовсе ничего не было, но крепкая духом матушка Алла говорила отцу Сергию: Господь пошлет тебе людей! Так и вышло, и батюшка теперь вспоминает ее слова все с той же доброй улыбкой. Мы шли, и отец Сергий рассказывал, как работал в Алжире. В свободное время любил там собирать грибы. А грибы, оказывается, такие же, как в России. Даже маслята есть.

...Когда Технический университет был еще Липецким филиалом Московского института стали и сплавов, в нем-то и учился будущий отец Сергий - тогда студент Сергей Косых. По-латыни учебное заведение, которые человек окончил, называют: альма-матер - мать-кормилица. И как же все-таки Господь расположил - именно рядом с альма-матер отца Сергия находится теперь его приход, который он с такой радостью, с таким неунынием возводит. Но альма-матер для него и для всех нас - это прежде всего и храм Божий.

...Знаете, сюда очень хочется возвращаться.


Ольга Клековкина.


"Преображение" (православное приложение к Липецкой областной детской газете "Золотой ключик"),
2006 г, сентябрь
.