Проповедь мирского человека

Помните недавнюю публикацию “И вечно радостное утро...”? Автор - военный фельдшер Людмила Васильевна. Ее путь к Богу — тернист, как и у многих. Она — участник боевых действий в Чечне. Теперь служит в Липецком авиацентре. И разве может человек, чья работа связана с восстановлением здоровья людей, не задуматься о смысле страданий, о причинах?.. По благословению епископа Липецкого и Елецкого преосвященнейшего Никона, у нас создано теперь Общество православных врачей.

Проповедью мирского человека назвал записки Людмилы Васильевой руководитель епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями, настоятель прихода храма Преподобного Сергия Радонежского иерей Сергий Косых.

Научись повелевать собой

В одном приходе на исповеди кается молодая женщина:

— Батюшка, я на Страстной седмице масло подсолнечное ела.

— Господь простит.

— А вот свекровь свою в жизни не прощу!

Нет, не угодна Богу ложка подсолнечного масла при таком упорном сопротивлении добру.

...У одного немолодого уже человека умерла жена. Ему было так плохо, что он попросил медсестру поделать ему уколы на дому. От денег медсестра категорически отказалась. Когда же пришла делать последний укол, ее ждал накрытый, нарядный мороженно-шоколадный стол! А была пятница Петровского поста. Но как можно отказать в участии и во внимании человеку, у которого от горя еще слезы на глазах не высохли! Как можно проигнорировать потраченные средства, внимание, желание пожилого больного человека отблагодарить медсестру! И та справедливо посчитала неуместным говорить об аскетических подвигах, посте, да о своем воцерковлении, и села за стол дорогой гостьей.

Но все-таки любое отступление от Церковного Устава необходимо принимать не как норму, а как исключение из правила. В случае, о котором я говорю, исключение было не только возможным, но необходимым.

“Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” (Псалтирь, псалом 33, стих 15) — вот слова пророка Давида, и именно они должны быть для каждого из нас основанием поста, а не постные разговоры о постном масле.

Как-то знакомая говорит мне:

— Не могу поститься, желудок совсем замучил.

Ну, так что же? Всякий священник посоветует: сделай себе некоторые послабления в пище, но откажись смотреть все развлекательные телепередачи, побольше молись, читай Евангелие и жития Святых, почаще бывай в церкви, свяжи носочки шерстяные в монастырь. Вот и будет Богоугодный пост: когда и глазки, и ушки, и язык будут поститься.

Не угодны Богу наши желудки, набитые постной пищей, если мы не обратим свое внимание на главное: на образ наших мыслей, на наше отношение к людям.

Не будет великим перед Богом, если мы посинеем от поста, но побледнеем от зависти, не съедим рыбки, но проглотим рыбака.

Вот стоит солдат на посту. Его задача — не пропустить врага. Так и наше внимание должно стоять на посту нашего ума и сердца, чтобы с помощью Божьей не пропустить в себя и не дать укорениться в сердце своем гневу, ненависти, зависти и прочим греховным страстям.

Противоестественно, когда плоть тащит за собой дух и разум, и естественно для человека, чтобы он был властелином самому себе.

Не тот истинный царь, кто повелевает народом, а тот, кто может повелевать собой.


Понимать, прощать и радовать…

Один священник, посетив семью молодоженов, предупредил о том, что если они хотят сохранить такие же теплые, нежные отношения, то прежде всего, при всех обстоятельствах, надо обращаться к Богу и ходить в церковь.

Отношения в семье будут меняться, и это естественно. Как за одетой в свадебное платье весной следует лето, так и супружеству характерно менять краски и полутона. Это не значит, что муж и жена станут относиться друг к другу хуже. Ведь и умудренная, плодоносная осень ничуть не уступает молодой, залитой солнцем весне. Каждая пора очаровательна своей индивидуальностью и приобретенным опытом.

Год за годом семейное корневище должно укрепляться, куда бы ветер не склонял его ветви.

Падшее, ветхое сердце принимается искать совершенство за пределами семьи. Не находя его, душа начинает свое нескончаемое плавание в тщетных поисках.

Пустое, тщетное, неблагословленное путешествие! Ищи прежде всего Бога, и тогда та гармония, которой тебе не достает, непременно приложится.

Сейчас все меньше семейных пар, доживающих до седовласой зимы. Как иному ребенку свойственно через короткое время бросать игрушки, так и легкомысленный человек постоянно меняет местожительство своего сердца.

Конечно, нельзя исключать из общего правила и серьезного чувства, которое может прийти и к семейному человеку. Что делать тогда? Смотреть на пришедшее чувство, как на серьезнейшее испытание Божье: идеала все равно не найдешь, а вот благословение Божье можно поставить под сомненье.

Сохраняя то, что тебе дает Господь, преумножаешь имеющееся.

Любить человека, естественно, нужно всем сердцем, но внешние наши действия все-таки должны быть, так сказать, строго дозированными: малым количеством таблеток не долечишь, а большим отравишь. Это правило, прежде всего, должно относиться к детям: с одной стороны — во избежание холодности, а с другой стороны — во избежание человеческого эгоизма.

Александр Сергеевич Пушкин писал в “Евгении Онегине”:

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она.

Но это — о рутинном образе жизни. В отношениях же, Богом благословленных, становится привычным понимать, прощать, радовать и предугадывать. Это и есть фундамент любых близких человеческих отношений.


Людмила Васильева


Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2007. — № 9. — С. 8..