Проповедь мирского человека

Давно мы не читали с вами православных размышлений Людмилы Васильевой. Напомним: Людмила Вячеславовна — военный фельдшер. Родилась в Данкове, окончила Липецкий медицинский колледж.

По благословению отца Сергия Косых — руководителя комиссии по связям с медицинскими учреждениями Липецкой и Елецкой епархии, настоятеля прихода храма преподобного Сергия Радонежского, в свободное время бывает в больницах областного центра, где беседует с больными на православные темы.

А записки Людмилы Васильевой отец Сергий назвал проповедью мирского человека.

Алешкина любовь

Вот какая история: один лейтенант после окончания военного училища, покупая что-то в Московском ЦУМе, обратился с просьбой дать по радио универмага объявление: молодой офицер с добрым характером и чувством юмора уезжает служить на Дальний Восток. Ищет порядочную девушку, желающую разделить с ним скитальческую жизнь, и просит подойти к справочному бюро.

Так он и познакомился с Наташей. Они расписались за неделю до отъезда к месту службы.

Дело было давно, и сейчас Алексей на пенсии. Пятеро детей. Их профессии: врачи, военные и священник.

Подумалось: но ведь случается, что молодые люди встречаются и по 2 — 3 года, а потом через неделю разводятся.

Не дерзнем грешным умом и нечистым сердцем исследовать промысел Божий, но по великой Его милости взглянем на эту историю с христианской точки зрения.

Вполне вероятно, что Алексей в годы социалистического безбожия и сам, дав тогда в ЦУМе объявление по радио, не осознавал, что полностью отдает себя в руки Господа. На тот момент молодой офицер мог назвать свою встречу с Наташей случаем, счастливым лотерейным билетом или удачей — той самой капризной дамой, которая не известно откуда приходит и куда уходит.

Верим мы в Бога или нет, Его совершенная воля с великой премудростью управляет вселенной. Господь-сердцевидец откликнулся на добрый, искренний и легкий характер Алексея.

Так может быть это показательный пример для всех нас, ищущих счастья и благополучия? Может, и нам по радио объявить о наших бедах и нуждах?

О нет! Алешин пример говорит только о том, что если воспитанный ребенок не канючит пятый по счету брикет мороженого или очередную безделушку, а в простоте сердца просит о добром, то даст ему Бог!

Но оговоримся. Если у ребенка диатез, если ему нельзя есть шоколад, то, естественно, родители это лакомство заменят на что-то более полезное. И если Господь предизбрал человеческое сердце для монашества, то тут хоть по Интернету ищи невесту — вряд ли женишься.

Если человек ищет богатого замужества, то Господь может попустить такой брак, но только для сравнительной оценки ценностей.

Исходя из этих ничтожно малых вариантов, которых у Бога-то бесчисленное множество, не будем в буквальном смысле подражать Алексею, но с позиций христианства, Свято-Отеческого предания, личного знания и опыта других людей мы духовно обязаны увидеть истину Божественного Бытия.

Весьма часто дети и генетически, и воспитанием похожи на своих родителей, которые нередко вполне успешно решают проблемы своих маленьких и повзрослевших чад. Так отчего мы, то ли с недоверием, то ли опасаясь трудностей, так неохотно и неполно вверяем свою жизнь нашему Создателю, Отцу и Богу?

Господь сказал: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф. 18; 3). А это значит, что только открытое, доброе, искреннее сердце и бесхитростная жизнь способны вместить в себя Божественную благодать и премудрость.

Сказано: сердцем пребывай в детстве, а умом во Христе — вот залог доброй, мудрой жизни.

Некоторые люди, возможно, несколько скептически отнесутся к тому Алешиному поступку юности, но христианин должен знать, что святость — это безоглядная любовь во имя Христа и людей, порой выходящая за рамки общепринятых общественных понятий (например, юродство). Но от нас, грешных людей, Господь не требует высоких подвигов, а только верности, такой, какая у Алеши.


О воцерковлении и духовной «прелести»

Как-то услышала диалог двух девушек, проходивших по коридору института:

— Ты погляди-ка в окно: как красив осенний пейзаж!

— Фу, это всё душевное искусство! А вот я думаю о духовном! — отвечает ей другая.

«Ох, ох, – подумалось мне тогда, — неужели эта двадцатилетняя девушка, наверняка, воцерковленная не более трех — пяти лет, уже созерцает святейший мир херувимов и серафимов?»

— Но отчего ты так строго судишь? – спрашивает первая.

— Я — духовная дочь отца N, — подчеркнуто надменно ответила ей другая.

Ох, ох, нет, наверняка никоим образом не хотел отец N перечеркнуть взмахом пера великолепнейший в своей красоте окружающий нас мир. Но гордость, тщеславие, искусственное, неграмотное насилие той девушки над собой сделали в духовной жизни свое черное дело: в голове образовалась страшная опухоль, «духовная прелесть».

Воцерковление — это духовная область, в которую входит человек через исполнение церковного устава при наличии веры в святую Православную Апостольскую Церковь. Но, к сожалению, некоторые понимают воцерковление таким образом: как человек, приглашенный на праздник, надевает лучшие одежды и является во всей красе, так и тот, кто едва познал смысл воцерковления, начинает незамедлительно все крушить в себе и вокруг себя. В один день старается нарядиться во все, какие только возможно, духовные «наряды»: веселое и жизнерадостное лицо превращается в хмурое и недовольное, вполне приличные одежды меняются чуть ли не на монашеские, старые друзья, которые в прежние годы делили с нами радости и огорчения, забыты, зато пришли новые, воцерковленные... И как будто бы всё без греха...

Но согласимся, что начинать нужно не с этого, а прежде всего со своего сердца, не унижая людей собственной внешней «святостью». Для начала нужно постараться внести в свою жизнь больше любви и терпимости, больше света и тепла, чтобы с тобой каждому человеку было легко, уютно и доверительно. И за тобой пойдут даже тогда, когда ты и не приглашаешь. И, главное, нельзя гнушаться теми людьми, которые еще ничего не понимают в вере. Только единицы воцерковленных людей уходят в монастырь, а все остальные призваны служить Богу в миру, а значит тем людям, которые вокруг нас.

Человек в своем физическом развитии проходит все стадии жизненного пути: младенчество, детство, юность, зрелый возраст и старость. Такое естественное направление должно присутствовать и в духовной жизни.

Ничто внешнее не должно человека выделять из окружающих его людей, только мягкое сердце, добрые дела, легкий нрав и христианская принципиальность — отличительные признаки воцерковления. Господь Сам говорил о том, что только по любви друг к другу люди узнают, что мы — Его ученики.

Процесс воцерковления — многоступенчатый, и торопиться в Царствие Небесное, перескакивая через ступеньки и перешагивая через людей, опасно и непозволительно.


Человек призван быть светом!

Какая удивительная гармония красок в природе! Даже зимой, только одним белым цветом создана Великим Творцом великолепнейшая композиция природного ансамбля.

Чем чище сердце человека, тем гармоничней жизнь с окружающей его действительностью независимо от того, обнесена ли она монастырской стеной или стенами Кремля. Человек в любом месте призван быть светом, утешением, созидателем добра и посрамлением злых намерений. Если этого в человеке нет, то и нет смысла искать вне себя.


Людмила Васильева


Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2008. — № 12. — С. 9..