Проповедь мирского человека

И вновь мы предлагаем вашему вниманию записки военного фельдшера Людмилы Васильевой. Судя по многочисленным откликам, читателям они Нравятся. Сегодня — листки из ее новой тетради.

«Проповедь мирского человека» — необычное выражение. Так назвал заметки Людмилы отец Сергий Косых, руководитель комиссии Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями, настоятель прихода храма преподобного Сергия Радонежского. А Людмила Васильева, его прихожанка, помогает батюшке своими беседами о православии в больницах Липецка.

Подержать за руку…

В церкви встречаю знакомую, у которой восемнадцатилетний сын умирает от рака мозга.

Существуют ли такие слова, которыми возможно передать всё горе матери? Едва живая, прислонившись к стене, она тихонько плачет. Вдруг к ней подходит совершенно незнакомая женщина, задает вопросы и, узнав о таком горе, наставляет:

— Радуйся, что Господь ему послал такую благодатную кончину. Твой сын будет в Царствии Небесном.

У-у-у! Каким холодом повеяло от этих слов! Как легко на чужом горе прославлять Бога и уповать на Его промысел!

Я разговаривала о том случае с отцом Сергием Косых, и он сказал, что «наставление» женщины неверно. Лишь младенцы, — пояснил батюшка, — умирая, попадают в Царствие Небесное. А здесь, восемнадцатилетний молодой человек… Подержала бы та женщина несчастную мать за руку, приласкала бы, сказала бы простые слова любви и утешения…

— И, — добавил отец Сергий, — помочь этой матери можно тем, чтобы направить ее молитву. Ведь молитва матери сухим достает ребенка со дна моря!

Господь сказал: «…Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12). А если бы с сыном той «наставительницы» случилось такое!

Подержать за руку… Думаю мысленно о своих самых любимых святых — ни Серафим Саровский, ни Тихон Задонский, ни Матрона Московская не отпускали человека без благодатной помощи и молитвенной поддержки. Сам Господь, а еще Николай Чудотворец, Сергий Радонежский даже воскрешали мертвых.

Воля Божья благая и совершенная, «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», — так сказано в Первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова, глава 1, стих 5). Смерть, болезнь, скорби — это следствие греха и падшей природы. Людям же, созданным по образу и подобию Божьему, более чем естественно бороться за жизнь. Всякому здравомыслящему верующему человеку понятно, что любые обстоятельства, посылаемые Богом, служат только ко благу. Но порой очень некстати и неуклюже мы пытаемся оперировать столь высокими богословскими понятиями как смирение, молитва. Вроде той женщины в церкви.

Большинству из нас вряд ли нужны глубокие богословские знания, но всякий да будет исполнен любви и сострадания к другим.


Осуждение

Пришла на отпевание нашего соседа — доброго, хорошего человека.

Рядом со мной две женщины. Они зашли в церковь, но остановились у гроба — их заинтересовал покойный.

— Ох, а что ж он убран-то так бедненько! И костюм, видать, не новый…

— Да, уж и тюль-то какой! Могли бы подороже купить!

— И гроб обит дешево.

Господи, помилуй! Да разве покойный ТАМ гостей приглашать собрался!

Даже неумолимая по своей сути человеческая смерть наводит наши мысли не о вечной жизни и Страшном суде, а о том, как бы побогаче покойный выглядел в гробу!

Мы, близорукие в деле своего спасения, осуждаем не только чужую, не принадлежащую нам жизнь, но и чужую смерть!

Бедные похороны, небогато убранный покойный, не достаточно разносолов на поминках…

Когда мы желаем умершему человеку Царствия Небесного, мы же, простите, не желаем ему квартиры в элитном доме? Или новомодной машины? Или крупного денежного счета? Мы желаем ему вечной радости со Христом.

Оглянемся на себя. Насколько мы готовы к встрече с Господом? Какие добрые дела станут нашими адвокатами на Страшном суде? Насколько часто мы молимся за близких в церкви и дома? Какое покаяние и какую жертву мы принесем к подножию распятого за нас Христа?

Совесть, обнаженная, без бренного тела, улыбнется ли нам как ласковый ребенок или будет безутешно плакать над нашей злой, гордой, скупой душой?


Грех

На лавочке сидят двое мальчишек — лет десяти-двенадцати. Курят. Бабушка:

— Ой, деточки, какой грех!

В ответ послышалось:

— Бабушка, да какой же грех? Мы никого не обижаем, не ругаемся.

В современной жизни, как говорится, дорогого стоит, что ребята ответили вежливо. Но курение — это не столько вредная привычка, сколько настоящий грех. Любой грех ведет за собой нарушение целостности организма и личности. И как бы через эту трещинку происходит утечка духовных и физических сил.

Запущенная болезнь лечится порой не один месяц, и даже не один год, так и духовные недуги врачуются церковными таинствами исповеди, причастия, соборования, и при содействии Святого Духа человек достигает чистоты сердца. Грех — это единственная преграда и для достижения Царствия Небесного, единственная преграда и для принятия искренних радостей в жизни. Грех лишает человека ясного ума, доброго сердца, глубоких, искренних сопереживаний.

Ох, как редко мы поднимаем глаза на небо! Как редко мы плачем с плачущими и радуемся с радующимися! Как редко бываем искренни друг с другом! Как редко живем с горячим сердцем! А отсюда — так редки счастливые люди.

По мере приближения человека к Богу, он ощущает себя более грешным, чем на первой исповеди. Странно, да? Но если, предположим, в темной комнате видны только очертания предметов, то при свете мы увидим даже иголку. Так и человек, по мере приближения к своему воцерковлению через молитву, пост, милосердие при Евангельском свете видит грехи своих помыслов и дел. Игнорируя Закон Божий, мы исполняем волю лукавого: «Ешь, пей, веселись», а потом пожинаем плоды кичливого разума: слезы, болезнь, смерть.

Грех является достаточно высоким забором и в достижении земного человеческого счастья, Например, если человек сребролюбив, то он до конца жизни будет озабочен прибылью и вечным недовольством, ибо только благодарное Богу сердце ни в чем лишнем не нуждается. Если человек завистлив, то благополучие окружающих его людей будет терзать душу даже при отсутствии личных скорбей.

Господь нам оставил абсолютно все, что нужно для спасения души, и пренебрегать таинствами Святой Церкви может только тот, кто сознательно хочет через нераскаянные грехи отлучить себя от любви Божьей.


Счастливая тайна

Пожалуй, нет такого поздравления, в котором мы не пожелали бы человеку счастья.

«Царствие Божие внутри вас есть», — говорил Господь (Евангелие от Луки, глава 17, стих 21). Там нужно искать счастье. Никакие земные блага не смогут удовлетворить человека, если у него порочное сердце. Что толку быть богатым, но завистливым, когда зависть, словно ржавчина, подтачивает сердце? Что толку быть прославленным, но иметь в сердце злобу и ненависть? Греховные страсти — все равно что ложка дегтя. Испортят и целую бочку меда. Но вот слова Господа: «…Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». (Евангелие от Луки, 12 глава, стих 15).

Святые говорят: О, если бы люди могли понять, что счастье зависит не от внешних условий, но от внутреннего расположения сердца, куда мы так редко заглядываем! Некоторые уезжают за счастьем в далекие города и страны. Возможно, что и найдут.

Чистая совесть и довольное сердце... Как мало и как много!


Молитва

Молитва — это беседа человека с Богом. Евангелие — беседа Бога с человеком. Какой дерзновенный диалог даровал нам Господь!

Мало молимся. Мало читаем Слово Божие.

Иногда можно услышать: Мне выпала честь беседовать с самим Иваном Ивановичем!

Но в какую же едва выполнимую обязанность мы превратили диалог с Богом!


Людмила Васильева


Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2008. — № 23. — С. 9..