Свет и море Алемдара Караманова

Три минуты 26 секунд…

Три минуты 26 секунд… Столько звучит фортепианная транскрипция «Ave Maria» Алемдара Караманова. Ее создал пианист Алексей Ботвинов, он живет у Черного моря. Послушайте, есть в Интернете: https://my.mail.ru/music/songs/aleksey-botvinov-alemdar-karamanov-ave-maria-d750cc6436360f358d677bcce7522617 Думаю, после этого произведения любой человек станет искать музыку композитора. В Интернете она есть почти вся.

Караманов родился и вырос у моря, у Черного моря — в Симферополе.

Море — христианское слово, оно есть в Библии, в молитвах: «…В море щедрот твоих…» — так обращаются православные люди к Господу.

Отец Алемдара — Сабит Темель Кагырман — приехал в Крым из Турции и окончил Коммунистический университет народов Востока в Москве. Партийный работник. Его женой стала Полина Сергеевна Величко, она заведовала библиотекой. Дома играла на рояле и рано начала учить сына. Первые произведения Алемдар написал в пятилетнем возрасте. В 7 лет поступил в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище.

В 1944 году отец был депортирован в Казахстан, там и скончался. Депортированы были крымские татары, и он просто попал вместе с ними.

А Алемдар блестяще занимался в музыкальной школе и по решению педсовета даже был освобожден от платы за обучение; ему назначили стипендию, паек и выдали хлебную карточку.

Кто бы тогда знал, что именно он, мальчиком переживший Великую Отечественную войну, фашистскую оккупацию, напишет в 60-е годы музыку к поразительной силы и мудрости к кинофильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».

В Москве и из Москвы

После окончания музыкального училища в 1953-м году Алемдар Караманов в числе лучших выпускников музыкального училища стал студентом Московской консерватории. Успешно учился на двух отделениях: фортепианном и композиторском. Продолжил обучение в аспирантуре у Кабалевского и Хренникова. К 1963-му году написал уже 9 симфоний.

К нему одобрительно относились Д.Д. Шостакович и Т.Н. Хренников. Но его отрицал Д.Б. Кабалевский — личность вполне влиятельная.

…В 1965-м году Караманов навсегда уехал из Москвы в свой Симферополь. Вот как об этом говорит в фильме «Крымский гений» Михаил Казиник: «От московских тусовок, от билетов, от денег… Убежал гений из Москвы. «Пролог, мысль и эпилог для фортепиано», убежал от авангарда».

Поясню: «Пролог, мысль и эпилог для фортепиано» — так называется произведение, которое Караманов написал тогда в Москве. Действительно, непродолжительное время увлекался авангардом, встречался с композиторами Альфредом Шнитке, Софией Губайдуллиной, Эдисоном Денисовым.

Ушел и от них.

Фильм «Крымский гений», обе части, можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=gZq5V60iB0U

А еще в Москве композитор обратился к вере. Вернувшись в Симферополь, принял Святое Крещение. Стал писать духовную музыку: симфонические циклы по мотивам всех четырех канонических книг Евангелия (Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна) «Совершишася» (полное название: «Совершишася во славу Бога во имя Господа Иисуса Христа») и Откровения св. Иоанна Богослова (Апокалипсис) «Бысть», вокально-симфонические — «Stabat Mater», «Реквием», фортепианный концерт «Ave Maria».

Алемдар Сабитович Караманов стал основоположником музыкального направления «Религия в симфонизме».

В родном Симферополе

Крымским отшельником называли его.

Альфред Шнитке сказал: «Все мы — таланты, а Караманов — гений».

Материально жил очень трудно, но немногословное признание в этом из него вытянул только корреспондент падкой на сенсации радиостанции «Эхо Москвы».

Алексей же Ботвинов, выдающийся пианист, ездил к нему и рассказывал позже, что рояль занимал большую часть комнаты в маленькой квартире, и больше ничего композитору было не нужно.

Как дороги такие слова людей понимающих. А Игорь Силинг обратился к композитору в одном из последних с ним интервью так:

«— Высоко ценивший Ваше творчество Георгий Свиридов как-то заметил, что искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным…»

Караманов понимал это. В том же интервью композитор сказал:

«— Наши люди выше в духовном отношении… Запад развратился страшно, там думают о материальном богатстве, а не о чистоте духовной. Сколько бы ни били и убивали Россию, ее великую, огромную культуру, все-таки она начинает снова всплывать и захватывать умы людей. Люди начинают понимать, что одними материальными устремлениями невозможно жить. Они начинают понимать, что есть что-то другое, настолько важное, что без него мы пропадем».

Вот это всё мы слышим в музыке Алемдара Сабитовича.

А долгое время он не был исполняем. Скончался в 2007 году. Только в последние годы его жизни вышли компакт-диски — дирижировали Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев и Антонио де Альмейда.

В 1991-м году прошли его авторские концерты в Чехословакии. В 1995-м году Караманов был приглашен в Лондон — в Центральном Вестминстерском зале прозвучали «Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра и Третий фортепианный концерт «Ave Maria».

Михаил Казиник в своем фильме дает такое пояснение:

— Мотив Благой Вести: труба, рояль — часть 3-я фортепианного концерта «Ave Maria». Потом появляется образ грешного человечества… Тысячи рук, взметнувшихся к небу с молитвой о дожде.

И звучит отрывок из этого концерта для одного фортепиано Алексея Ботвинова «Ночная молитва» (Night Prayer).

Владимир Спиваков:
«Для меня главное, что это Божий человек»

Так о Караманове говорит прославленный маэстро. На Рождественском фестивале духовной музыки неизменно звучит его Национальный филармонический оркестр. А о фестивальном исполнении Карамановского «Реквиема» Спиваков сказал:

«— Здесь люди плачут, на концертах…»

И вновь слова Михаила Казиника:

«Всё, что происходит в этом внешнем мире, — отрицает существование Бога.

Всё, что происходит в духовном мире, — доказывает, что Бог есть.

Музыка Алемдара Караманова — высочайшее подтверждение этого!»

В конце фильма Казиника, наполненного фрагментами сочинений Караманова, дельфины прыгают в море.

Композитор написал музыку к спектаклю «Блистающий мир» по Александру Грину. Еще — Сюиту для оркестра «Лесные картинки». И сам словно был человеком Гринландии.

Караманов говорил, что «хотел бы выразить в музыке космическое звучание, которое может услышать каждый, созерцая горы, море, и более всего — звездное небо. Музыка — проводник звучащего мира». Бывал в обсерватории, ему разрешали пользоваться телескопами.

…Дочь Алемдара Сабитовича Кристина Караманова говорила в 2013-м году: «Сегодня моему папе исполнилось бы 79 лет. Он всегда любил жизнь, и тот, кто утверждает, что он ушел от мира, — ничего не знал о нем. Его музыка жива и прекрасна, по крайней мере, для меня и, надеюсь, для тех, кто его выслушал».

В «ВКонтакте» есть группа Алемдара Караманова: https://vk.com/akaramanov Там слушают его музыку. И пишут. Например, так:

«Играю сейчас 1 часть Третьего фортепианного концерта — никогда никакой концерт я не играла с таким удовольствием! Эта музыка не надоедает. А когда я услышала Stabat Mater, то плакала».

…Его учитель Тихон Николаевич Хренников говорил: «Композитор ощущал свое жизненное предназначение в воплощении Божественной темы в музыке».

Свет Караманова вечен.



Алемдар Караманов

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2018. — № 7. — С. 18 - 19