Восхождение

Повесть Василя Быкова с таким простым названием «Сотников» вышла в свет в 1970 году. Тогда писатель не знал, да никто не знал, что «Сотников» станет великим фильмом режиссера Ларисы Шепитько и получит название «Восхождение».

Роль партизана Сотникова в фильме исполнил Борис Плотников. Лариса Шепитько просила своих ассистентов, чтобы искали актера с лицом Христа. Плотникова нашли в Свердловском театре юного зрителя и поначалу он, совсем молодой (25 лет), даже не поверил, что его вызывают в «Мосфильм», на кинопробы. Актером он стал прекрасным, до сих пор служит в Москве, во МХАТе. Все отмечают его интеллигентность, скромность. И особого благородства талант.

Но вернемся в 1976-й год, когда Борис Плотников вместе с актером Владимиром Гостюхиным снимались в заснеженных Муромских лесах и полях, в страшный мороз. По повести и по сценарию оба — партизаны, оба направились в деревню, чтобы добыть пропитание, потому что совсем оголодали их боевые товарищи и надо было хоть что-то принести. Обязательно. Добыли овечку, забрали у старосты. Сотников простыл, сильно кашлял. На нем была только легкая шинель, без шарфа, пилотка. Рыбак (Гостюхин) одет получше — в полушубок. Но мерзли оба, страдали неимоверно, реально и в промежутках между съемками режиссер Лариса Шепитько накрывала их своей дубленкой, чтобы хоть немного согреть. И актеры, и она понимали, что этот дикий мороз устроить искусственно или сыграть такое в оттепель невозможно. На этом морозе надо было прожить так, как прожили они. Иногда оба почти теряли сознание.

Я буду рассказывать дальше, но любой из Вас может посмотреть потрясающий фильм журналиста Александра Казакевича об этом фильме «Голгофа Ларисы Шепитько»: https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/61977/ Он есть и на сайте нашего храма. Александр Казакевич сказал в своем фильме:

— Лариса Ефимовна собирала не актеров, она собирала тех, кто пойдет с ней в этот бой.

А Борис Плотников вспоминает, что после 10-часового просмотра кинохроники о жертвах фашизма, который устроила для них Лариса Ефимовна Шепитько, У НИХ БЫЛИ ГОТОВЫЕ ГЛАЗА.

Она искала актера с лицом Христа, потому что в повести и в фильме дальше действительно начинается Голгофа, только в Великую Отечественную войну, на сильнейшем морозе.

Обоим партизанам пришлось спрятаться в деревенской избе, чтобы переждать, когда можно будет уйти в лес, чтобы не видели фашисты. Забрались на чердак. Немцы вошли в дом. Сотников не сумел удержать мучавший его страшный кашель, и всё раскрылось. Арестовали обоих, арестовали и Демчиху, женщину, приютившую их. Она плакала, кричала: в доме оставались трое ее маленьких детей!

Все они оказались в стылом подвале, откуда дорога им была только на виселицу.

Сотникова допрашивал Портнов, служивший у немцев следователем. Он мучил его, выжег на теле звезду — этот момент в фильме очень страшен, к груди партизана прикладывают раскаленное в огне печи металлическое пыточное устройство. У Сотникова откидывается голова — сознание потерял.

Его бросили в подвал. Так он и лежал, лицом вниз. По нему пробежала мышь. А рядом староста, тоже арестованный, уговаривал Демчиху (актриса Людмила Полякова) не плакать, не просить у фашистов пощады, вести себя достойно. Еще в подвале оказалась Бася, девочка-еврейка с огромными глазами. Она не сказала следователю, кто ее прятал. А Рыбак сломался — просил фашистов о пощаде. И был пощажен — только он теперь должен работать с немцами, в полиции.

…Для того, чтобы посмотреть, как станет сниматься сцена повешения, собрались жители окрестных деревень. Но это было невозможно: рассеивается внимание актеров, появляются звуковые помехи… Лариса Ефимовна обратилась к людям с просьбой, чтобы они разошлись. И все поняли, что при этой сцене присутствовать нельзя, ушли.

Виселица была приготовлена для пятерых, но Рыбака теперь уже не повесят. Восхождением стала дорога на виселицу — она вела в гору и замученные люди, и Сотников с ними, медленно поднимались по заснеженной деревенской улице. Последний взгляд Сотникова на маленького мальчика — на голове буденовка со следом от споротой пятиконечной звезды, он плакал. И Сотников успел улыбнуться ему. Поразительным было его лицо, последний взгляд. Их повесили. Вот и Голгофа.

А Рыбак, герой Гостюхина, вдруг понимает, что не сможет служить немцам. Он заходит в дощатую уличную уборную (а какие еще могли быть тогда?) и пытается повеситься на своем ремне. Но ремень срывается, он толстый и короткий, голова не пролезает, ничего не получается — смерть не принимает. Господь не помог ему, предателю. И он выползает наружу, на коленях, в снегу, плачет, рыдает, просит смерти. Так кончается фильм «Восхождение». А эту финальную сцену на коленях Гостюхин придумал сам — она ему приснилась.

…Теперь надо было, чтобы фильм о военной Голгофе приняли. Уже начались разговоры чиновников кино, что снята «религиозная притча с мистическим оттенком».

Юрий Ракша, художник фильма, вспоминал:

— Могу сказать, что фильм выращивал и нас. Говоря о святых вещах, о категориях высокой духовности, мы неизбежно должны были и к себе применять высокие критерии. Нельзя было на площадке быть одним человеком, а в жизни — другим.

В Минске (ведь действие фильма, как и повести, происходит в Белоруссии) в просмотровый зал пригласили руководство республики, а значит, и первого секретаря ЦК белорусской Компартии Петра Мироновича Машерова, очень уважаемого и любимого всеми человека. Он был в Великую Отечественную одним из главных организаторов и руководителей партизанского движения в Белоруссии. В 1942 году фашисты за сотрудничество с партизанами повесили его мать.

Машеров уже не мог оторваться от экрана, плакал. Вспоминают, что по окончании фильма он вышел на сцену и говорил около сорока минут. Его слова не были никем записаны, но, по свидетельству Элема Климова, режиссера, мужа Ларисы Шепитько, эта взволнованная речь была одной из лучших, когда-либо слышанных им в адрес его жены.

Машеров потом спрашивал о маленькой Басе: «Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всем этом, как она могла так сыграть?..»

Через несколько дней фильм «Восхождение» был официально принят, без единой поправки.

— Виктория Гольдентул (это она сыграла Басю), — рассказывает в своем фильме Александр Казакевич, — живет сейчас в США, преподает и каждое 9 Мая показывает своим студентам фильм «Восхождение».

На Международном кинофестивале в Западном Берлине (тогда — в ФРГ) в 1977 году фильм удостоен высшей награды — был вручен «Золотой медведь».

— И всех шокировало, — говорит Александр Казакевич, — что оказалось: режиссер — дама голливудской красоты.

А Лариса Шепитько действительно была женщиной необыкновенной хрупкости, изящества, красоты. Я ее видела на одной из встреч с кинозрителями.

Через два года она погибла в автомобильной катастрофе. Вместе с ней погиб и оператор фильма «Восхождение» Владимир Чухнов. Работу над ее последним фильмом «Матёра» (по повести Валентина Распутина «Прощание с «Матёрой») завершил муж Ларисы Шепитько Элем Климов. Фильм называется «Прощание».

4 октября 1980 года в очень странной автокатастрофе погиб Петр Миронович Машеров, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Фильм «Восхождение» теперь может посмотреть всякий — он есть в Интернете. Посмотрите. Посмотрите еще раз, даже если видели.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2019. — № 4. — С. 8 - 9