Смерти нет!

В своем Первом послании к Коринфянам святой апостол Павел писал: «Смерть! где твое жало» ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). Мы напоминаем эти прекрасные слова, ведь 28 апреля наступило Светлое Христово Воскресение, Пасха.

А что дальше? Даже иной неверующий человек, нет-нет, да и остановится, прислушается, если начинает говорить (например, по телевизору) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Мы с настоятелем нашего храма преподобного Сергия Радонежского, протоиереем Сергием Косых собираем все тексты, интервью, беседы, письма мудрого этого человека. И решили вместе с Вами почитать некоторые фрагменты проповедей Патриарха Русской Православной Церкви.

Вера и неверие

— теме веры и неверия. В первый день Пасхи за вечерним богослужением мы читаем Евангелие о том, как Господь явился ученикам, а Фомы не было. И сказал Фома, что не поверит в Воскресение до тех пор, пока не прикоснется к Спасителю своими руками и не вложит пальцы в язвы от гвоздей.

/.../

Петр пришел ко гробу, увидел пелены лежащие, и отошел в себе дивяся бывшему. Ну, казалось бы, зачем же удивляться? Ведь неоднократно Спаситель говорил, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть. Так радоваться надо было, а не удивляться — ведь все так просто: пуст гроб, пелены лежат — значит, произошло Воскресение.

Почему Церковь вводит тему веры и неверия в эту самую важную неделю года — первую после Пасхи? Для того, чтобы мы все задумались о том, что есть вера и что есть неверие, потому что это центральная тема жизни человека. Даже неверующие философы-марксисты — и те признавали, что основной вопрос философии — это вопрос о Боге. Что первично: дух или материя? И невозможно иначе отнестись к этому вопросу, потому что вся человеческая цивилизация развивается, имея своим центром этот вопрос. От того, как люди отвечают на этот вопрос, зависит их жизнь, и не только в будущем веке, а здесь, на земле. Зависит, какие будут между людьми отношения, каковы будут человеческие общества, что вообще будет означать человеческая жизнь, потому что только отвечая на этот вопрос, человек способен так или иначе выстроить свои отношения с другими людьми и с окружающим миром.

Вера начинается в разуме…

Если есть доказательства — нет веры, а есть знание. Фома ведь не поверил — он просто пощупал тело Спасителя, он пальцы свои вложил в Его язвы. Это была не вера, это было знание, почему Господь и говорит: блажен тот, кто не видит, а верит. Вера, действительно, есть совершенно особое состояние человека. Она распространяется на все силы человеческой природы. Тот же самый митрополит Филарет (Дроздов) замечательно говорит о том, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Но она принадлежит не только сердцу, не только области наших чувств и не только нашему разуму — она принадлежит и воле, потому что, как говорит апостол, вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). А чтобы вера была живая, нужно, чтобы верой была захвачена наша воля, чтобы наши поступки диктовались нашими убеждениями, нашей верой.

Для того, чтобы разум обрел веру, необходима огромная работа разума. И никогда никто не может сказать: я эту работу закончил, мне все ясно. Мыслящий человек постоянно ставит перед собой вопросы, верующий человек постоянно должен развивать свой ум, воспитывать свой ум в вере. И не только для того, чтобы, по слову апостола, дать ответ каждому, кто вопрошает, но и для того, чтобы самому укрепляться в вере. Именно такое укрепление веры и способствует тому, что вера перестает быть только областью разума, а становится силой, захватывающей все человеческое существо. Когда вера начинает жить в сердце, тогда человек чувствует Божие присутствие. Бог является человеку уже не в логических построениях, не в интеллектуальных доказательствах, а в реальном опыте жизни, когда верующий чувствует Божие присутствие в молитве, во время принятия Святых Христовых Таин, когда это присутствие Господа в жизни такое сильное, что человек видит это присутствие. Он точно знает, чтó в его жизни от Бога, где был Божий дар. Он может точно сказать: вот это со мной произошло по милости Божией, по воле Божией, это Божие присутствие в моей жизни. И тогда вера становится такой сильной, что она укрепляет волю, и человеку хочется жить в соответствии с верой, делать добрые дела, делиться своим опытом с другими.

Не случайно Церковь предлагает нам размышление о вере и неверии в самый важный момент года — сразу после Воскресения, как бы косвенно указывая и нам, что мы вместе с теми часто, кто не верил в Воскресение Спасителя сразу после того, как оно совершилось. И для того, чтобы возрастать в вере, нужно осознать свою слабость и свою греховность и сказать Евангельскими словами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Вернемся к Великому посту

Великий пост помогает нам задуматься о необходимости работать над своей душой. Воздержание от скоромной пищи, молитва и милосердие есть такие средства, которые помогают человеку возбудить ревность по духовной жизни. Но ревность может и угаснуть. Для того, чтобы ревность переросла в устойчивый навык, чтобы мы научились постоянно работать над самими собой, нужно то, что святые отца называли сосредоточением ума в сердце. Сосредоточение ума в сердце означает концентрацию мысли, чувств и воли на духовной жизни человека.

Чтобы такое средоточение ума в сердце происходило, необходимо, чтобы каждый день мы думали о том, что происходит в глубине нашей души, подвергали себя суровому самоиспытанию совести. Лучше всего это делать вечером, когда день заканчивается, когда мы можем спокойно перед иконами, соединяя это с молитвой, подумать о том, что произошло в течение дня, и не подводить итоги с точки зрения пользы для своей земной жизни, а подводить итоги с точки зрения пользы для жизни духовной. Какие праздные слова сказали? Может быть, неправду произнесли? Может быть, кого-то в искушение и в соблазн ввели? Может быть, с кем-то грубо и жестоко поступили? Кого-то осудили? Кого-то озлословили? Кому-то позавидовали?

На следующий день мы уже забудем то, что произошло в этот день. А для того, чтобы подвергать себя своему собственному справедливому суду, нужен навык такого суда, нужно средоточение ума в сердце, потому что из сердца, как говорит апостол Павел, исходят злые помыслы, то есть из области нашей внутренней жизни.

Душа бессмертна!

Каждый человек обладает бессмертной душой, и в этом смысле и до Христа души человеческие жили, но находились в аду. И если в Воскресение Христово обретается совоскресение Адама и всех праведников, то это значит, что ад ― это не жизнь. Ад ― это смерть. Мы не знаем, что означает эта смерть, от нас это сокрыто. Это жизнь и это смерть: жизнь в том смысле, что души существовали, и смерть в том смысле, что это существование нельзя назвать жизнью. Сила Воскресения и его особое значение для всех нас в том, что Господь совоскрешает с Собой и всех нас. Он разрушает тяготение, притяжение смерти. Вот почему и говорит святой Иоанн Златоуст, что смерти нет, — в том смысле, что совершена победа над злом, над дьяволом, и ад разрушен. Конечно, не каждый человек обретает эту жизнь во Христе, и грешный человек опять-таки наследует адские мучения, то существование, которое нельзя назвать жизнью. Но для тех, кто верит во Христа, для тех, кто исповедует свои грехи, для тех, кто привлекает в Таинствах благодать Божию и, опираясь на эту благодать, преодолевает грех, — для тех нет смерти, нет ада.


Патриарх Кирилл

Проповеди Патриарха Кирилла читали
протоиерей Сергий Косых и
Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2019. — № 5. — С. 42 - 43