Томов премногих тяжелей…

Федор Иванович Тютчев — это Золотой век русской поэзии. Вслед за великим Пушкиным.

У Александра Сергеевича была няня Арина Родионовна. У Федора Ивановича Тютчева — дядька, Николай Афанасьевич Хлопов. Биографы свидетельствуют, что с четырехлетнего возраста будущего поэта до его двадцати двух лет Николай Афанасьевич был старшим другом (так его называл воспитанник — ребенок, потом — молодой человек). И «незадолго до своей кончины в 1826 году Хлопов завещал своему воспитаннику икону, которую Тютчев хранил до последних дней своей жизни. На иконе есть надпись: «В память моей искренней любви и усердия к моему другу Федору Ивановичу Тютчеву. Сей образ по смерти моей принадлежит ему. Подписано 1826 Марта 5-го Николай Хлопов».

Хлопов был из крестьян, отпущен на волю. Поступил к Тютчевым на службу.

Вообще отношения родителей Федора Ивановича к крепостным были особыми. Члены семьи часто становились крестными детей крестьян, причем могло быть так, что отец поэта был крестным отцом, а крестной матерью — девушка из крепостных.

Как же дороги были поэту его земля, его детство, если его дочь Дарья, родившаяся и выросшая в Германии, писала своей сестре о том, как отец ее провел в Овстуге, селе, где родился, по кругу своего «детского мира»: «Мы отправились вместе, папа и я, сперва на могилу дедушки, затем в рощи, с которыми связано… столько детских воспоминаний; он рассказал мне, что однажды, когда он со своим наставником гулял в роще рядом с кладбищем, они нашли мертвую горлицу в траве и похоронили ее, а папа написал эпитафию в стихах… Папа приходил после заката солнца собирать душистый чудоцвет в тишине и темноте ночи, и это вызывало в нем неопределенное ощущение таинственности и благоговения… Эти перелески, этот сад, эти аллеи были целым миром — и миром полным; тут пробудился ум, и детское воображение в этой реальности видело свой идеал».

Образование Федора Ивановича Тютчева — Московский университет. Но и вся Москва — прекрасен был круг его общения. Тютчева посылают в Санкт-Петербург, в Государственную коллегию иностранных дел. И вся его жизнь — дипломатическая служба. Долгие годы он прослужил в Мюнхене.

***

	Умом Россию не понять,
	Аршином общим не измерить:
	У ней особенная стать —
	В Россию можно только верить.
	

Это короткое стихотворение было написано в 1866-м году. Его невозможно объяснять и вдалбливать, если не понять просто. Ну, вот как похороны мертвой птички. Если такие похороны были в детстве — то были, и это остается в душе на всю жизнь.

А протоиерей Сергий Косых, настоятель нашего храма преподобного Сергия Радонежского, прочитал мне это стихотворение и спросил: знаете?

— Конечно.

— А это:

***

	Растленье душ и пустота,
    Что гложет ум и в сердце ноет, —
    Кто их излечит, кто прикроет?
    Ты — риза чистая Христа!
	

— Конечно.

И я прочитала начало:

	Над этой темною толпой 
    Непробужденного народа
    Взойдешь ли ты когда, Свобода,
    Блеснет ли луч твой золотой?..
	

Это стихи 1857-го года.

Иногда мы с отцом Сергием говорим о стихах так, что ему вспоминаются какие-то случаи из его священства. И тут он стал рассказывать, не называя, конечно, имени:

— Одна прихожанка нашего храма посетовала, что дочка уехала за границу. Не нашла здесь достойной зарплаты и поехала искать счастья сначала, кажется, в Италию, потом остановилась в Штатах. И я тогда подумал: вот мама сожалеет об этом… Да, там денег, конечно, больше, но в России-то самое главное что? У России другие ценности.

— Доллары, евро, рубли, — размышляет вслух отец Сергий, — это понятно. А вот ценности духовные, вечные… Вот в чем достоинство России. «У ней особенная стать…» Россия — удел Пресвятой Богородицы, ее миссия — Православие. Вот если мы с этой миссией справляемся, что-то делаем, Россия живет, а если не делаем — она исчезнет. Она исчезнет! Россию уважают, хотя и экономика не та, но все-таки я это чувствовал всегда, и чувствую в общении с иностранцами, что Россию уважают. Уважают не за то, какие мы есть, а за то, что у нас есть. Не этот бред с планшетами! У нас есть Богородица, у нас есть святые, у нас есть Церковь Православная. Ну, маните меня гигантскими зарплатами, да не поеду я в Америку! Нечего мне там делать! Мне только здесь уютно. Господь показал мне мое место в жизни. Вытащил из чувственных забот и поставил священником в церкви, это самое дорогое.

Над этой темною толпой — ведь это как будто сегодня написано!

Ты — риза чистая Христа! — тихо заключил отец Сергий.

…Много я читала о Тютчеве. Из преданий семьи, в которой он вырос: «Господство французской речи не исключало… приверженности к русским обычаям и удивительным образом уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтирей, часословов, молитвенников… и вообще со всеми особенностями русского православного быта…»

В жизни поэту приходилось больше говорить на иностранных языках, не по-русски, но вот написал же:

В Россию можно только верить.

А 29-го января 1837-го года появились такие его священные строки:

	Вражду твою пусть Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь...
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!
	

Это о Пушкине. А почему Тот — с прописной, то есть с большой буквы? Да потому что Господь.

Поэзию Тютчева называют философской лирикой. Вот еще стихотворение — маленькое, а на века:

	Нам не дано предугадать, 
    Как слово наше отзовется, —
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать.

					1869 г.
	

А в 1830-м году, совсем молодым, написал стихотворение «Цицерон», где есть такие бессмертные строки:

	Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие
    Как собеседника на пир.
	

Не каждому ли это поколению незримый совет, как следует относиться к своему времени?!

При жизни-то вышли всего две его книги.

И Афанасий Афанасьевич Фет, тоже поэт Золотого века, написал о его стихах, уже в 1885-м году:

	Вот эта книжка небольшая
    Томов премногих тяжелей.
	

Томов премногих тяжелей…


Федор Иванович Тютчев

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2019. — № 8. — С. 24 - 25