Прощание с Василием Семеновичем Лановым

Многие вспомнят 9 Мая не только тех, кто погиб в Великую Отечественную, тех, кто на войне выжил, но ушел уже из жизни, и тех, увы немногих, кто жив до сих пор… Каждое имя дорого нам. А вспомнят и Василия Семеновича Ланового, народного артиста СССР. Его похоронили 1 февраля нынешнего года, похоронили с воинскими почестями.

По возрасту он не мог быть солдатом Великой Отечественной войны, родился в 1934 году. Но жизнь его, даже в детстве, была связана с этими страшными и священными для нас годами. Родители отправили его на лето вместе с двумя сестрами к деду, в село близ Одессы. И поезд пришел на нужную станцию 22 июня. Это был 1941 год. Над головами летели фашистские самолеты. Дедушка встречал внуков и сказал им, что началась война. В село вошли фашисты. И началась жизнь в оккупации, целых три с половиной года. Маленький Василь видел, как немцы бесстыдно раздевались догола и обливались водой из колодца. А школьный учитель собрал ребятишек в классе и, предупредив, чтобы не проговорились, читал им Николая Островского «Как закалялась сталь». Потом учитель ушел к партизанам и больше Василий Семенович о нем ничего не знал. Мальчик стал заикаться после того, как фашист, забавляясь, дал над его головой очередь из автомата. Связи с Москвой, с родителями все эти годы, конечно, не было. А когда село освободили от фашистов, за детьми приехала мать. Василий ее не узнал, пробежал мимо арбы, запряженной волами. Мать страшно похудела. Помню, как на одной из пресс-конференций Василий Семенович сказал:

— Мама была худая, тонкая, как коса…

Потом узнал, что родители его, работавшие на химическом заводе, в первые недели войны вручную разливали по бутылкам взрывчатку. Потом-то наладили автоматическое производство, но те первые недели «съели» у людей нервную систему. У папы его была вторая группа инвалидности, у мамы — первая группа. Она не могла ходить и за детьми в деревню ехала с помощью людей — они на руках переносили ее из поезда в поезд. Вот что стоит за подписью «Труженица тыла» на плакате, с которым Василий Семенович выходил 9 Мая на Красную площадь с Бессмертным полком.

Он и стал сопредседателем Бессмертного полка. Ездил в этом качестве по всей стране с выступлениями, с концертами, с чтением стихов.

…А 1 февраля в его родной Театр имени Е. Вахтангова, где состоялось прощание с артистом, пришли министр обороны Сергей Шойгу, представители Союза офицеров России, военные. Один из них и сказал, что для них Лановой — главный офицер страны. В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры». Лановой сам рассказывал, что поначалу не хотел сниматься, ему казалось, что роль Ивана Вараввы не такая уж и значительная. Но оператор фильма сказал ему:

— Играй романтику русского офицерства!

Так он и сделал. И фильм, с песней «От героев былых времен…» полюбила вся страна. Смотрели и смотрим по многу раз. А уже позже Василий Семенович записал дикторский текст двадцатисерийного фильма «Великая Отечественная…» В США этот фильм назвали «Неизвестная война» и там дикторский текст прочитал тоже великий актер Берт Ланкастер. Лановой стал лауреатом Ленинской премии.

…Я помню самый первый его фильм — «Аттестат зрелости», 1954 год. Сложная роль — десятиклассник, который ошибся, оступился, но ведь он же своему младшему брату правдиво стал рассказывать о своей беде: жил-был принц…

А среди стихов о войне, которые Лановой читал в своих концертных программах, было и «Слово о Богородице и русских солдатах» Давида Самойлова:

	За тучами летучими,
За горами горбатыми
Плачет Богородица
Над русскими солдатами.
<…>
Cкажет она слово —
лист золотится;
слезу уронит —
звезда закатится.
	

Только после смерти Ланового мы узнали, что он в селе Смотрова Буда, что на границе с Белоруссией и Украиной, церковь строил. Прежняя-то сгорела в 90-е годы. Приезжал в село не раз и всегда собирались жители, он с ними беседовал, читал стихи. Сохранились фотографии, видео, где он с настоятелем храма и со всеми жителями села.

Сыну Александру говорил:

— Не юли, иди прямо.

А всем зрителям фильма «Алые паруса» его капитан Грей говорил словами Александра Грина:

— …Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.

Как прощались с Лановым?

Девушка трижды перекрестилась и поклонилась до земли.

Перед вдовой его актрисой Ириной Купченко вставали на колени.

Священник перекрестил мертвого Василия Семеновича.

Другой подошел к Купченко и сыну Александру.

Парень с рюкзачком низко поклонился.

Немолодой мужчина встал на колени.

И все несли цветы.

А в компьютере, справа от окошка трансляции, среди других появилось несколько мерзких записей (сохраняю орфографию):

«Умерший лицедей прожил довольно долгую, в целом сытую жисть».

«И прижизненный и посмертный ему позор».

Ну, вот как их остановить?

Появилась мудрая запись: «Пожалуйста, просто помолчите».

Замолчали вдруг.

…А когда в театре закончилось прощание, закрылся занавес и люди, собравшиеся в зрительном зале, поняли, что им надо выйти, зазвучала такая пронзительная, щемящая музыка… Я заплакала: нас отделяет всё — земная жизнь и потусторонняя жизнь, в которую вступил этот любимый нами человек. Люди выходили из зала, а занавес снова открылся и там остался портрет Василия Семеновича и многие-многие венки, их стали выносить.

На Арбате у театра собралось много людей и, как полагается, при выносе гроба они зааплодировали — последние аплодисменты артисту. Военный оркестр играл мелодию из фильма «Офицеры».

9 Мая — день, когда мы вспомним и народного артиста СССР Василия Семеновича Ланового.

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2021. — № 4. — С. 8 - 9