Из дней той войны…

Со дня нашей Победы в Великой Отечественной войне прошло уже столько времени, что не так много осталось фронтовиков. Мы внимательно слушаем и читаем людей, которые тогда были маленькими или совсем молодыми. Эти люди — тоже из дней той войны… И это дорого.

Решаюсь рассказать Вам о человеке, о котором писала 5 лет назад в «Политехнике». Тогда было пятидесятилетие радиопередачи «Встреча с песней». Ее начал в 1967 году Виктор Витальевич Татарский. Он же и вел последнюю передачу 26 февраля нынешнего года. А 27 февраля умер. Народному артисту Российской Федерации было 82 года. Выходит, передачу свою он вел целых 55 лет.

А родился в Ленинграде, за два года до войны. Началась блокада и мама отдала его в детский дом. Были устроены такие дома для младенчиков, все-таки там создавались некоторые условия, не так сильно мерзли малыши и не так сильно голодали. Виктор Витальевич говорил, что он совершенно не помнит годы войны. Но прекрасно помнил День Победы, когда их, маленьких, привели к Неве, и там стояли наши корабли, украшенные разноцветными морскими флагами. Потом они с мамой переехали в Москву. Блокада аукнулась болезнью сердца, и в армию Татарского не взяли. Слова «житель блокадного Ленинграда» так и осталось с ним.

Поступил в Театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре, учился у Игоря Ильинского и Михаила Царёва. Стал великолепным чтецом, голос у него был необыкновенный, теплый, сердечный. И местом его работы стало радио. Начал передачу «Встреча с песней», она была основана на письмах, чаще всего письмах фронтовиков или людей, которые пережили Великую Отечественную в тылу. Какие это были письма! В «ВКонтакте» есть сообщество «Встреча с песней», и там теперь выкладывают все-все старые передачи тех лет. И как же бережно прочитывал письма Виктор Витальевич, с каким старанием разыскивал записи песен, мелодий, о которых просили авторы писем. Он вел с радиослушателями беседу по этим письмам, а потом звучали песни, романсы, оперные арии…

В моей жизни каждый постоянный слушатель «Встречи с песней» становился близким, дорогим человеком. Так я, давно это было, познакомилась с пожилой семейной парой — Владимиром Сергеевичем и Еленой Романовной. Однажды они прислали мне пакет, а в нем — газетная вырезка со статьей о «Встрече с песней» и фотографией Виктора Витальевича Татарского. Тогда ведь не было Интернета. Они хотели, чтобы я увидела лицо этого человека.

Владимир Сергеевич умер, а с Еленой Романовной мы переписывались еще несколько лет, которые она прожила до своей кончины. Подробно рассказывала, как они познакомились с Владимиром Сергеевичем сразу после войны, это тоже было в Ленинграде. Она училась на биологическом факультете университета, он — в высшем военном училище. Ходили вместе в театры, в филармонию.

А еще раньше, когда началась Великая Отечественная война, Елена, тогда уже поступившая в университет, была оставлена вместе с однокурсниками в Ленинграде. Они собирали в ближних лесах мох, сушили его — такой мох заменял вату для госпиталей, в блокадном городе ее не хватало. Девушки учились на курсах медсестер, помогали раненым. Жили в общежитии. И вот однажды в это общежитие попала бомба, пробила все этажи. Каким-то чудом Елена успела подумать, что надо крепко закрыть рот, чтобы туда не попали осколки кирпича, штукатурки… И выжила, единственная в их комнате. Другие девушки погибли, задохнулись, в рот попали те самые осколки, песок. У Елены были серьезные переломы, так она попала в госпиталь. Холодно, голодно, но кто-то ей принес вязальный крючок и лоскутки ткани. Она стала обвязывать кружевные платочки. В госпитале пробыла долго, полгода. Потом сумели эвакуировать. Вспоминала, с какой жалостью люди смотрели на нее — худющую, в мужском госпитальном белье, на костылях. Но выжила!

И вот такая встреча после войны в Ленинграде с Владимиром Сергеевичем. Поженились. «Встречу с песней» слушали с первой передачи, не раз писали Виктору Витальевичу Татарскому письма, в эфире звучали песни и по их просьбе.

А я тоже с детства занимаюсь вязанием, вяжу кружева, и послала Елене Романовне в подарок свои платочки. И вдруг она присылает мне большой кусок ткани — белый батист, это и до сих пор редкость.

Белый батист ее начала обвязывать. Не успела, Елена Романовна умерла. Мне написал ее сын Илья, и мы стали переписываться уже с ним. Я послала ему несколько кружевных платочков из того батиста — для его жены, родственников. Он писал потом, что, по общему мнению родных, это добрая память о его маме.

Молюсь о них, молюсь о Викторе Витальевиче Татарском, которого отпевали 4-го марта в храме Преображения Господня на Песках. Это на Арбате, где он и жил. А похоронили его на Троекуровском кладбище, на Аллее актеров, 21-й участок.

И Вы вместе с нами можете слушать выпуски «Встречи с песней»: на сайте Радио России и в «ВКонтакте». Там и старые, и новые. Этого хватит на всю жизнь.

С Днем Победы!


Виктор Татарский

Татьяна Артемьева, прихожанка прихода
храма преподобного Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2022. — № 4. — С. 11