Писатель Михаил Пришвин: «Лисичкин хлеб» и другие

Я знала мальчика, который своих родителей научил читать и любить Михаила Михайловича Пришвина. В этом году — 150-летний юбилей писателя, он родился 23 января (4 февраля) 1873 года.

Критики писали, что своим призванием он считал помощь человеку. Писали о неоскорбляемой части души — по Пришвину, очень важно сохранить ее. И еще он говорил: «Мои детские книжки — Мое слово любви — может быть, в оправдание всей жизни».

Заказник «Журавлиная родина», по названию произведения Пришвина, появился в 70-х годах близ Троице-Сергиевой лавры, он там жил в 30-х годах. И просто писал: «Нужно воспитание, чтобы молодежь уважала и любила священников…» И многое сделал тогда, чтобы академическая библиотека духовной академии Троице-Сергиевой лавры (более полумиллиона томов) была сохранена и ее не отправили на свалку. А еще писал так: «Хотя бы только смелости набраться, чтобы о мире всего мира помолиться. Как ведь оно...»

И вот что, например, можно прочитать в его книгах:

«Радость о бытии другого».

«Описание первой зеленой травы».

В конце жизни пишет: «Святость жизни — акт соединения духа и материи…»

О своей детской фотографии: «…я рожден без улыбки и потом постепенно ее наживал».

Соседская генеральша подарила ему, маленькому, старую книгу сказок Андерсена. А сам он, ребенком, спас птицу, которую утащил было хищный ястреб.

Отец его умер рано и перед смертью успел нарисовать сыну голубых бобров. Пришвин очень дорожил этим рисунком. В его произведениях появились голубые бобры.

В 20 лет открыл для себя и оценил слово ЦЕЛОМУДРИЕ.

Вот маленькие отрывки из его книг:

«За ночь сильно вызвездило. В комнате стало прохладно. Я вышел посмотреть, что делается на дворе… Я попробовал пройти по снегу. Не провалился».

Слова женщины в одной из его книг: «Если бы я была прежняя, девочкой, да увидела такое озеро, я бы на коленки встала».

О пастушонке: «Я давно его принял в Берендеево царство».

В книге «Женьшень» (жил в дальневосточной тайге, долго) он увидел необыкновенной красоты ланку — олениху и старался не дышать, чтобы не тронуть, чтобы она постояла еще. За ней — олененок.

Старый китаец объяснил ему, что на поиски корня жизни надо идти только с чистой совестью.

А помните рассказ «Лисичкин хлеб»? Если не читали в детстве, сейчас можете прочесть.

«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья...

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Михаил Михайлович Пришвин родился в Елецком уезде, в селе Хрущёво-Лёвшино. Так что, это наши края, и получается, мы ему — земляки.



Михаил Михайлович Пришвин

Татьяна Артемьева, прихожанка прихода
храма преподобного Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2023. — № 1. — С. 23