Время Великого поста

18 марта начался Великий пост. А Пасху в нынешнем году будем встречать 5-го мая.

17-го же марта, в Прощеное воскресенье, в нашем храме святой мученицы Татианы прошли две службы. Перед вступлением на поприще Великого поста все попросили друг у друга прощения: настоятель прихода преподобного храма Сергия Радонежского протоиерей Сергий Косых, все клирики и прихожане.

Как в этот день просят прощения, какими словами? Например, такими: простите меня грешного за все прегрешения перед Вами делом, словом, помыслами.

Спаси нас, Господи!

Каждый прихожанин, прося прощения, подходит сначала к священнику, у которого в руках крест, затем — к иконам Спасителя и Богородицы, а уже в конце всех окропляют святой водой.

Возвышением чувств назвал пост в одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Пост, — говорил Патриарх, — является средством, используя которое человек может реально повлиять на состояние своей души. Потому что через воздержание от пищи, от развлечений, от различного рода соблазнов мы воспитываем свою волю, мы возвышаем свои чувства». И еще: «Наша надежда на будущее возможна лишь тогда, когда духовное сочетается с материальным. Если же духовное уйдет из жизни, если материальное захватит жизненное пространство, то у такой цивилизации нет будущего».

А вот что писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше воздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношений между причинами и последствиями дел».

Дело поста — это дело, прежде всего, духовного воздержания, и замечательно, если оно затем перейдет в каждодневную жизнь человека. Это особо всегда подчеркивает протоиерей Сергий Косых, настоятель нашего храма преподобного Сергия Радонежского.

Архимандрит Кирилл (Павлов): «Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае язык ваш, как дикий конь будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства. Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всем и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует самое время поста. Хотите поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские. Которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу.

И, наконец, если хотите поститься постом истинным, богоугодным Господу, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного».

Отец Сергий Косых вот что говорит:

— Смысл поста: удались от зла и сотвори благо. Поэтому во время поста хорошо общаться с людьми, которых просветил Господь. В Священном Писании, в 17-м псалме, есть такие слова: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс 17:26—27). Больше читать про тех людей, которых Церковь причислила к лику святых. Они прожили земную жизнь и знают дорогу к жизни вечной. И не лишайте себя слова Божиего, ибо сказано: «…взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс 68:33).

Церковь готовит нас за несколько недель даже до Великого поста, чтобы мы вошли в период спасительного очистительного поста и использовали для достижения главного: быть во Христе — знать волю Божию и стремиться ее исполнять. А для этого обязательно нужно обновляться. Евангелие о Закхие, о мытаре и фарисее, о Страшном Суде и вспоминалось перед началом Поста Адамово изгнание. В Евангелиях Господь призывает нас, чтобы мы познали свою греховность и вели себя, как вел себя Закхей. Грешный человек — мытарь… Тот, кто возвышает сам себя, тот будет унижен, а тот, кто уничижает сам себя, тот будет возвышен. Что значит уничижать самого себя? Это не стараться казаться меньше, чем ты есть, но понять, что никто не может тебя уничижить больше, чем сам грех. Ты должен понять малость свою через свою греховность. И когда человек видит это, он ни в коем случае не будет сам себя возвышать. Познав свою малость, он будет прилепляться к Христу, как ветвь, чтобы быть сильным и жизнеспособным. И вот, во время поста, когда человек ограничивает всевозможные чувственные наслаждения, не только воздержание от пищи, но воздержание накладывается на все чувства: на зрение, на слух, на обоняние, на осязание, на вкус. Мы должны упражняться духовно, подчиняя душу Господу и подчиняя плоть душе. Учась управлять плотью, чтобы не она диктовала, а мы ею искусно управляли. Пост — упражнение духовное, где мы учимся познавать волю Божию и исполнять ее. Когда наши мысли, наши чувства будут направлены к Богу, тогда с помощью Божией и сердце наше будет более восприимчиво и к словам Божиим: Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. То есть эта пища слышания слова Божия для нас совершенно необходима. Вот когда мы будем ближе ко Христу, к Богородице, к Святым Угодникам Божьим, которые получили от Бога награду и радость, тогда и в наших сердцах будет та радость, с которой каждый год в праздник Пасхи мы приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе!» и слышим в ответ: «Воистину Воскресе!»

А вот что писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше воздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношений между причинами и последствиями дел».

Перед уходом от меня (я ведь пресс-секретарь отца Сергия) батюшка проговорил:

— Бремя поста — сильнейшее лекарство, а если с умом — сокровище.

В другой раз отец Сергий, тоже в дверях, произнес:

— Встречаются ангел и сатана. Ангел сказал: «Со мной идут только два человека, а за тобою — толпа. Почему?» Сатана ответил: «Потому что ты идешь вверх — это трудно, а я иду вниз — это легче».

И, наконец, так говорит отец Сергий о Покаянном каноне Андрея Критского, который звучит во всех наших церквах в первые дни Великого поста:

— В Покаянном каноне Андрея Критского мы видим себя, свою жизнь, свои отношения с Богом. Понимаем, как мы сами удаляем себя от Источника Жизни. Путь Великого поста дается для очищения себя, для подготовки своей души со встречей Воскресшего Христа, именно поэтому слова преподобного Андрея становятся нашими из глубины израненной души. Просто мы с вами по немощи не сможем так выразить своих чувств, наболевшего горя и страданий.

В Интернете много прекрасных записей Канона Андрея Критского. Например: "Православное аудио". Есть в Псалтири такие строки: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс 48:13). Надо понимать, что преподобный Андрей Критский на конкретных примерах показывает, как материальное захватывает духовное, земное вытесняет небесное, а временное вытесняет вечное». Каждое мгновение канона — призыв к тому, чтобы в нашей жизни было наоборот.

…Вот случай в жизни великого композитора земли русской Петра Ильича Чайковского. Он уже жил в Клину, в маленьком подмосковном городе, где купил себе дом (там теперь Дом-музей композитора). Приезжал к нему в гости Герман Густавович Ларош, профессор Московской консерватории, музыкальный критик, друг Петра Ильича еще со времен учебы обоих в Петербургской консерватории. И вот вечером композитор проводил Лароша на поезд в Москву. Погулял немного по городку, зашел в аптеку, а потом пошел в собор. И там звучал Канон покаянный Андрея Критского. Это была репетиция певчих. Чайковский стоял и прослушал всё до конца. Сделал запись в дневнике. Поэтому мы и знаем, что не прошел мимо, а стоял, слушал до конца.

Татьяна Артемьева, прихожанка прихода
храма преподобного Сергия Радонежского