День Святого Духа

7 июня празднуем мы День Святой Троицы, а 8 июня — День Святого Духа.

Как постичь?..

Праздник Троицы — через семь недель после Святой Пасхи.

…Поразительно, как ведь недавни времена гонений на Церковь! Вот, взяла с полки книгу одного психолога (не буду уж называть фамилии) и вдруг читаю то, чего в советское время не замечала: рассуждая о человеческой душе, автор ёрничает, глумится над понятием Святой Троицы и утверждает, что тут сплошной религиозный дурман, мол, такую путаницу можно только зазубрить, а постичь невозможно. Ну, этому психологу, может, и невозможно. А вот что о Троице писал человек образованнейший, получивший высшее инженерное образование, императорский стипендиат, ставший святителем, Игнатий Брянчанинов, чью память мы праздновали совсем недавно, 13 мая: «Святая Церковь в благодатных, богодухновенных песнопениях своих называет Духа Святого — Утешителем, называет Утешителем Сына Божия; Утешитель — и Отец, непостижимо рождающий Сына и непостижимо испущающий Святого Духа. Утешитель — Дух; Утешитель — Сын; Утешитель — Отец. Если лучи — свет и огнь, то и солнце, из которого они текут, — свет и огнь».

Значит, Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

«Что душа для тела, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — то Святой Дух для всего человека, для его души и тела…

Учение Духа — учение живое: блистает из него свет, дышит из него жизнь».

Когда я показала отцу Сергию Косых, настоятелю нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского, ту злосчастную книгу советского психолога, он сказал:

— Понимание треипостасности Бога — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой — действительно требует от нас духовной работы. Очень важно не кичиться всезнайством. Важно чувствовать свою немощь перед Божиим всемогуществом и общаться с Богом. А насмешки пусть останутся на совести того автора. Святые, опираясь на Слово Божие, поучают нас: чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай (Мтф. 8; 27).

«Они были единодушно вместе»

…И вот Христос принял крестные муки. И вот его сняли с креста. И вот он похоронен в пещере. И вот жены-мироносицы, придя помазать ароматами мертвое тело Учителя, «не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес…» (Лк. 23; 3—6).

И вот, когда Иисус предстал перед учениками живым, среди них не было апостола Фомы. Тот не поверил воскрешению Господа. А когда сам увидел его и убедился, «Иисус говорит ему (Фоме. — Т. А.): ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Лк. 20; 29). Вот тут стоит нам остановиться и повторить, вслед за Господом Иисусом: блаженны не видевшие и уверовавшие. Кому не нужны материальные доказательства, кто верит Священному Писанию, для кого оно — непреложная истина, тот блажен, то есть счастлив. Счастлив обретением истины.

Иисус сказал апостолам: «…не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1; 4—5).

И дальше какие чудесные слова — «они были единодушно вместе»! Это об апостолах. «При наступлении дня Пятидесятницы (то есть, на 50-й день после Пасхи. — Т. А.) они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещать» (Деян. 2; 1—4).

— Это, — говорит отец Сергий, — и есть день рождения Церкви. На апостолов сошел Святой Дух, и они стали проповедовать на разных языках. Сколь прекрасны тексты посланий апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла! Всё это можно прочитать в Библии.

Спасение людей

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал в одной из своих проповедей:

— Единственное назначение Церкви — это спасение людей. И человек на это отвечает чистотой веры и жизни.

То есть, заботиться о пище духовной, а не только о телесной — вот что открывается человеку, стремящемуся к духовности, к Духу Святому.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов), который, кстати, родился в городе Ельце, в 1800 году, объяснял, что такое Сошествие Святого Духа, обращаясь к людям: «…поелику (то есть, поскольку. — Т. А.) пребывание Спасителя на земле долженствовало быть кратко, то в том же предвечном совете Божием положено, братие, чтобы, по отшествии Спасителя на небо, пришел Дух Святый, дабы, так сказать, заняв Его место, совершить то, что Им начато, соделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, расположить сердца людей к принятию их проповеди, научить их живой вере в заслуги Искупителя, сообщить им новые духовные силы к исполнению нового закона благодати, кратко: усвоить роду человеческому те Божественные дары, кои приобретены для него страданиями Сына Божия. Посему сошествие Святаго Духа на апостолов есть как бы торжественное вступление Его в высокую должность Освятителя грешного рода человеческого, есть торжественное освящение новой, всемирной, вечной Церкви, такое освящение, после коего Освятитель уже начал в ней действовать видимо и постоянно».

— Каждый вечер и каждое утро, — говорит отец Сергий, — право-славный человек читает молитву ко Пресвятой Троице. Она коротка:

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».

— Отец Сергий, — спрашиваю, — читая Библию, читая книги Нового Завета, мы видим, что у людей и в то время были несчастья, и тогда большинство мыслило категориями приземленными, чисто материальными. Значит, и тогда, и сейчас надо, чтобы у человека была возможность понять, что телесное — преходяще, а духовное — вечно?

— Сошествие Духа Святого вызвысило людей — им протянута рука свыше. Вот почему для каждого православного христианина этот день — духовный праздник, благодарность Господу за возможность спасения. Дальнейшее зависит от самого человека.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа

«Политехник», газета Липецкого государственного технического университета. — 2009. — № 10 (923). — С. 18—19..