День Святого Духа
7 июня празднуем мы День Святой Троицы, а 8 июня — День Святого Духа.
Как постичь?..
Праздник Троицы — через семь недель после Святой Пасхи.
…Поразительно, как ведь недавни времена гонений на Церковь! Вот, взяла с полки книгу одного психолога (не буду уж называть фамилии) и вдруг читаю то, чего в советское время не замечала: рассуждая о человеческой душе, автор ёрничает, глумится над понятием Святой Троицы и утверждает, что тут сплошной религиозный дурман, мол, такую путаницу можно только зазубрить, а постичь невозможно. Ну, этому психологу, может, и невозможно. А вот что о Троице писал человек образованнейший, получивший высшее инженерное образование, императорский стипендиат, ставший святителем, Игнатий Брянчанинов, чью память мы праздновали совсем недавно, 13 мая: «Святая Церковь в благодатных, богодухновенных песнопениях своих называет Духа Святого — Утешителем, называет Утешителем Сына Божия; Утешитель — и Отец, непостижимо рождающий Сына и непостижимо испущающий Святого Духа. Утешитель — Дух; Утешитель — Сын; Утешитель — Отец. Если лучи — свет и огнь, то и солнце, из которого они текут, — свет и огнь».
Значит, Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
«Что душа для тела, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — то Святой Дух для всего человека, для его души и тела…
Учение Духа — учение живое: блистает из него свет, дышит из него жизнь».
Когда я показала отцу Сергию Косых, настоятелю нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского, ту злосчастную книгу советского психолога, он сказал:
— Понимание треипостасности Бога — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой — действительно требует от нас духовной работы. Очень важно не кичиться всезнайством. Важно чувствовать свою немощь перед Божиим всемогуществом и общаться с Богом. А насмешки пусть останутся на совести того автора. Святые, опираясь на Слово Божие, поучают нас: чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай (Мтф. 8; 27).
«Они были единодушно вместе»
…И вот Христос принял крестные муки. И вот его сняли с креста. И вот он похоронен в пещере. И вот жены-мироносицы, придя помазать ароматами мертвое тело Учителя, «не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет: Он воскрес…» (Лк. 23; 3—6).
И вот, когда Иисус предстал перед учениками живым, среди них не было апостола Фомы. Тот не поверил воскрешению Господа. А когда сам увидел его и убедился, «Иисус говорит ему (Фоме. — Т. А.): ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Лк. 20; 29). Вот тут стоит нам остановиться и повторить, вслед за Господом Иисусом: блаженны не видевшие и уверовавшие. Кому не нужны материальные доказательства, кто верит Священному Писанию, для кого оно — непреложная истина, тот блажен, то есть счастлив. Счастлив обретением истины.
Иисус сказал апостолам: «…не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1; 4—5).
И дальше какие чудесные слова — «они были единодушно вместе»! Это об апостолах. «При наступлении дня Пятидесятницы (то есть, на 50-й день после Пасхи. — Т. А.) они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещать» (Деян. 2; 1—4).
— Это, — говорит отец Сергий, — и есть день рождения Церкви. На апостолов сошел Святой Дух, и они стали проповедовать на разных языках. Сколь прекрасны тексты посланий апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла! Всё это можно прочитать в Библии.
Спасение людей
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал в одной из своих проповедей:
— Единственное назначение Церкви — это спасение людей. И человек на это отвечает чистотой веры и жизни.
То есть, заботиться о пище духовной, а не только о телесной — вот что открывается человеку, стремящемуся к духовности, к Духу Святому.
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов), который, кстати, родился в городе Ельце, в 1800 году, объяснял, что такое Сошествие Святого Духа, обращаясь к людям: «…поелику (то есть, поскольку. — Т. А.) пребывание Спасителя на земле долженствовало быть кратко, то в том же предвечном совете Божием положено, братие, чтобы, по отшествии Спасителя на небо, пришел Дух Святый, дабы, так сказать, заняв Его место, совершить то, что Им начато, соделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, расположить сердца людей к принятию их проповеди, научить их живой вере в заслуги Искупителя, сообщить им новые духовные силы к исполнению нового закона благодати, кратко: усвоить роду человеческому те Божественные дары, кои приобретены для него страданиями Сына Божия. Посему сошествие Святаго Духа на апостолов есть как бы торжественное вступление Его в высокую должность Освятителя грешного рода человеческого, есть торжественное освящение новой, всемирной, вечной Церкви, такое освящение, после коего Освятитель уже начал в ней действовать видимо и постоянно».
— Каждый вечер и каждое утро, — говорит отец Сергий, — право-славный человек читает молитву ко Пресвятой Троице. Она коротка:
«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».
— Отец Сергий, — спрашиваю, — читая Библию, читая книги Нового Завета, мы видим, что у людей и в то время были несчастья, и тогда большинство мыслило категориями приземленными, чисто материальными. Значит, и тогда, и сейчас надо, чтобы у человека была возможность понять, что телесное — преходяще, а духовное — вечно?
— Сошествие Духа Святого вызвысило людей — им протянута рука свыше. Вот почему для каждого православного христианина этот день — духовный праздник, благодарность Господу за возможность спасения. Дальнейшее зависит от самого человека.
Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.
Сошествие Святого Духа
«Политехник», газета Липецкого государственного технического университета. — 2009. — № 10 (923). — С. 18—19..