«Будьте не мертвые, а живые души»

Николаю Васильевичу Гоголю, великому русскому писателю, 1 апреля нынешнего года исполнилось 200 лет.

Да вот они, те слова Гоголя, которые записаны у меня на карточках и вложены в записные книжки, дневники, в ежедневник, хранятся и в компьютере: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте на дороге, не подымете потом!» Это из 6-й главы «Мертвых душ». Глава о Плюшкине. Попробуйте, найдите в тексте. Тут не просто совет, который мог бы быть или которого могло бы не быть, а заклинание: нельзя когда-нибудь потом стать хорошим человеком. Человек рождается чистым, незапятнанным, так пусть же он все самое доброе, чистое оставит в себе и перенесет во взрослую жизнь. Вспять жизнь повернуть невозможно!

Господи, да если бы каждый из нас не оставлял доброе, чистое на дороге, другим был бы и мир!

Юрий Михайлович Лотман, о котором следует знать, покойный профессор Тартуского университета, говорил другими словами, но о том же, тоже заклинал: «Не бывает так: дайте мне другие, хорошие времена, и я сделаюсь честный человек».

Советская власть скрывала от людей то, что только в последние 20 лет мы получили возможность прочитать. У Гоголя это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной Литургии»… Ну, что мы, советские школьники, студенты знали о «Выбранных местах…»? То, что прогрессивный критик Белинский резко осудил писателя за эту книгу, что до того Гоголь был хороший, правильный, а потом его охватило религиозное чувство…

Это я уже позже, держа в руках том ранее недоступного, пойму: Гоголь тяжело болел и думал о смерти, написал завещание, которым и открывается книга. А вот — его «ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ». Приведу полный текст:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю все имущество, какое есть, матери и сестрам. Советую им жить в любви совокупно в деревне и, помня, что, отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: "Паси овцы Моя!" Господь да внуши все, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю…»

Так вот какой он был человек! Вот о чем думал, готовясь к смерти! И еще поразительный текст — «ДРУЗЬЯМ МОИМ»:

Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом своим сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Все придет тогда в порядок, сами собой установятся правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперед».

Здесь невозможно не вспомнить, как покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II любил повторять слова Преподобного Серафима Саровского, называя их «золотыми, небесного свойства»: «Стяжи дух в мире, и тысячи спасутся вокруг тебя».

И снова у Гоголя:

«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник».

Прелазай — по-церковнославянски значит перелезающий, а тать — вор. Мы должны знать глубины нашего родного языка.

В Бога можно и не верить — это дело совести каждого, но Священное Писание, жизнь Иисуса Христа, его Заповеди знать надо. В Бога можно и не верить, но нельзя идти в другие двери, ведущие к недоброй, нечестной жизни, нельзя перелезать через тот забор, за которым — помрачение ума и совести. Вот что я берусь добавить к словам Гоголя для тех, кто упрямо твердит: Бога — нет.

Из главы «О том, что такое слово»: «Пушкин, когда прочитал следующие стихи из оды Державина к Храповицкому:

За слова меня пусть гложет,

За дела сатирик чтит,

сказал так: "Державин не совсем прав: слова поэта суть уже дела его". Пушкин прав. Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. <…> Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших!»

Из главы «Споры»: «Вообще споры суть вещи такого рода, к которым люди умные и пожилые покамест не должны приставать. <…> Пусть, уж так заведено и нужно, чтобы передовые крикуны вдоволь выкричались затем именно, дабы умные могли в это время надуматься вдоволь. К спорам прислушивайся, но в них не вмешивайся».

Из главы «О театре…»: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая ее по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Из главы «Четыре письма к разным лицам по поводу "Мертвых душ"»: «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю моих мерзостей и не держу их за руку, как мои герои» я не люблю тех низостей моих, которые отделяют меня от добра. Я воюю с ними и буду воевать, и изгоню их, и мне в этом поможет Бог».

Из главы «Страхи и ужасы России»: «Но настал другой род спасенья. Не бежать на корабле из земли своей, спасая свое презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства».

Из главы «Занимающему важное место»: «Для того, кто не христианин, все стало теперь трудно; для того же, кто внес Христа во все дела и во все действия своей жизни, — все легко.

Вы станете покрепче всматриваться в душу человека, зная, что в ней ключ всего. Душу и душу нужно знать теперь, а без этого не сделать ничего. А узнавать душу может один только тот, кто начал уже работать над собственной душой своей…»

«Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие. Кто требует платежа за любовь свою, тот подл и далеко не христианин».

Из главы «Близорукому приятелю»: «Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, а захламостить его чужеземным навозом».

Из главы «Искусство есть примирение с жизнью»: «Не мое дело решить, в какой степени я поэт; знаю только то, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьем всей души моей, что оно должно быть свято. И едва ли не со времени этого первого свидания нашего оно стало главным и первым в моей жизни, а все прочее вторым. Мне казалось, что уже не должен я связываться никакими другими узами на земле, ни жизнью семейной, ни должностной жизнью гражданина, и что словесное поприще тоже есть служба».

«Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви… Недаром архиерей, в торжественном служении своем, подъемля в обеих руках и троесвещник, знаменующий Троицу Бога, и двусвещник, знаменующий Его сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божеском и человеческом, всех ими освещает, произнося: "Свет Христов освещает всех!"»

Собирая для Вас эти фрагменты из «Выбранных мест из переписки с друзьями», старалась удержать себя от восклицаний и комментариев. Перечитала несколько раз. Сказано это Гоголем на все времена. Как будто сегодня. Берите же его задушевные мысли с собой в дорогу жизни, в суровое мужество!


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Н. В. Гоголь

Н. В. Гоголь


P.S.

1) Не всем известно, что маленький храм святой мученицы Татианы, небесной покровительницы православного студенчества — лишь начало того духовного центра, который строится рядом с Техническим университетом. Уже готов фундамент большого храма преподобного Сергия Радонежского. По его имени и называется наш приход. Настоятеля же нашего прихода многие знают — это кандидат технических наук, протоиерей Сергий Косых.

2) Все материалы рубрики «Православная страница» можно прочитать на сайте прихода храма преподобного Сергия Радонежского: http://www.svetlijhram.ru/

«Политехник», газета Липецкого государственного технического университета. — 2009. — № 12 (925). — С. 6—7..