Вечная Книга

О Библии. Окончание

…Войти в Новый год с Библией. Не может быть лучшего подарка себе и другому. Мы выбираем из хороших, прекрасных книг Книгу Книг. И…

Упаси Бог от рекламируемых подарков и развлечений. Например, на одном, сравнительно неплохом телеканале, который начинал-то без коммерческой рекламы, теперь вещают совсем о другом. Оторопь берет. «У кого проблемы со свободным временем?» — вопрошает закадровый голос. Дальше называются три карточные игры, которые можно «заправить» в мобильный телефон. «Теперь свободное время убивается легко!» — с радостью вопит тот же голос. Неужели ради этого живем? Тут уж полная противоположность Библии — сатанизм.

…А в прошлый раз я начала рассказывать о замечательной такой энциклопедии образных выражений: «Крылатые слова» Н. О. Ашукина и М. Г. Ашукиной. У меня издание 1966 года. Значит, школу я оканчивала с этой энциклопедией — она была моим «окном» в Библию. Открываем на букву «А» и «Б». Сколько здесь библейских выражений!

- «Алчущие и жаждущие» (Мф. 5. 6) — «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

- «Альфа и омега» — Начало и конец, всё полностью (альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита) (Откр.; Апок. 1: 8).

- «Блудный сын» (Лк. 15. 11—32).

Сокращения в скобках — это ни что иное, как ссылка на определенную из книг Библии и точное указание главы и стихов (не в светском понимании стихов, а в библейском, — проверьте). Например, здесь: Мф. — Евангелие от Матфея; Откр.; Апок. — Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис); Лк. — Евангелие от Луки.

А словарные статьи в «Крылатых словах» такие. Например, о «Блудном сыне»: «Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями: младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Выражение «блудный сын» значит: сын, вышедший из повиновения отцу, употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях».

Сын, на коленях припавший к отцу, — полотно великого Рембрандта в Государственном Эрмитаже. Да, вот и изобразительное искусство было в прежние времена «окном» в Библию.

И еще одно «окно» в Библию, точнее, в ту ее часть, которая называется Евангелием, появилось у нас в далеком 1966 году. Тоже моя юность. Это два номера журнала «Москва», где впервые был опубликован, тогда еще в сокращенном варианте, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Помню, многие сверстники тогда признавались, что сначала читали главы, где Мастер и Маргарита. Потом открывали те главы, которые поначалу обходили: евангельские события, когда перед Понтием Пилатом предстает человек, называемый Ешуа Га Ноцри… Суд… Распятие… У каждого из нас наступал момент, когда читали только «евангельские» главы «Мастера и Маргариты», и перед лицом этих событий наши обычные заботы как-то съеживались, делались совсем незначительными. Уже взрослым человеком я узнала, что Булгаков, создавая свой великий роман, опирался на неканоническое Евангелие от Никодима. Канонических же Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Все они входят в Библию. Само же слово Евангелие означает «Благая весть».

Библия может стать семейной ценностью и утешением. Мне рассказывала Татьяна Владимировна Ушакова, заведующая реанимационным отделением Усманской Центральной районной больницы, как ее мама «сгорала» от рака. И рядом с подушкой на постели всегда была Библия. Мама читала Вечную Книгу и умирала спокойно. Татьяна Владимировна после ее смерти долго-долго перелистывала Библию — маминым путем она шла, по маминым закладкам, по тем местам, где страницы открывались наиболее легко — значит, чаще других перечитывались. Дочь понимала, с какими мыслями умирала мама. И ей стало спокойнее в ее горе — мама умирала с Богом в душе.

В замечательной книге патриарха Кирилла «Слово Пастыря», которая состоит из его телевизионных бесед, есть несколько статей о том, как читать Библию. И множество статей, поясняющих те или иные библейские места. Найдите эту книгу — купить ее невозможно, но в Интернете она есть полностью.

«Читая Библию, — советует святейший, — нужно с готовностью воспринимать ее не только разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Не нужно поглощать главу за главой, прочитывая по нескольку страниц без остановки. «Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, — говорит преподобный Никодим Святогорец. — Но с размышлением вникай в каждое слово». Лучше всего читать не более одной главы в день, размышляя над прочитанным. Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещенного человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос».

Мы говорили и с настоятелем нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского протоиереем Сергием Косых.

— Смысл постижения слов Божиих, — сказал отец Сергий, — от Господа — к апостолам, от апостолов — к людям. Глубочайше заблуждаются те, кто считает, что сами могут разобраться в Божием слове, без Церкви. Так появляются ереси.

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией», — сказано в Первом соборном Послании святого апостола Петра (1 Пет. 4. 10).

Как никакая другая книга, Библия учит нас жизни.

Поздравляя Вас с Новым годом, поздравляю и с грядущим Рождеством Христовым. Как всегда, совет: зайти в храм святой мученицы Татианы. Или в другой православный храм. Там нарядная рождественская елка. Там вертеп: ясли с Богомладенцем, теленок, ослик и овечки. И не забудьте про наши кирпичики: началось возведение цокольного этажа большого храма преподобного Сергия Радонежского. Возьмите в церковной лавке цветной восковой мелок, оставьте свою лепту на строительство храма (по усердию, это называется) и идите к котловану, пишите на кирпичах имя свое, имена родных и близких, живых и усопших. Храмы-то строятся на века.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2009. — № 16. —С. 23..