Аленький цветочек женской души

«Ее слова были тихими, спокойными…»

В день светского праздника, посвященного женщинам, дерзнем напомнить о той, выше которой среди женщин нет.

«В жизни Царицы Небесной не было человеческого почета и человеческой славы», — сказал в своем Слове патриарх Кирилл, предстоятель Русской Православной Церкви за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2009 года, в день Успения Пресвятой Богородицы. А продолжил так: «…Смирение было в центре жизни Пресвятой Богородицы… Амвросий Медиоланский в «Слове о девственницах» подробно говорит о Божией Матери. Черпая из Предания Церкви точные сведения о Ее жизни, он говорил о манере Ее общения с людьми. Она никогда не говорила громко, Она никогда не раздражалась, Она никого не пыталась убеждать силой слова, Она никогда не превозносила Себя, Она никого никогда не обижала. Ее слова были тихими, спокойными, умиротворенными, несущими в себе огромную внутреннюю силу.

И внешний вид Богоматери запечатлен на иконах, потому что первым иконописцем, который отразил Ее пречистый лик, был Апостол Лука — он, как мы бы теперь сказали, писал с натуры. Пред ним была Пречистая Дева Мария; и мы видим, насколько прекрасен этот человеческий лик, проникнутый силой Божией.

Нам остались даже повествования о том, как одевалась Божия Матерь. Ее одежды были естественного цвета, скромные и вместе с тем как бы свидетельствующие о Ее внутренней чистоте.

В том, как Божия Матерь вела Себя, есть великий для всех нас пример: Она являла Собой некий действительно идеальный образ человека, который не опирается на внешнюю силу, но внутренняя сила которого является убедительной для всех. Божия Матерь являет пример смирения и чистоты, идеала человеческой жизни… Царица Небесная дает нам действительно самый сильный и яркий ориентир в жизни, и мы не можем не видеть этого ориентира. Пусть же образ Царицы Небесной поможет мятущемуся и заблуждающемуся современному человеку понимать, что есть подлинные ценности в жизни, и строить свою жизнь не в соответствии с преходящими идеями, которые обрушивает на нас мода или сформировавшийся стиль поведения, а в соответствии с вечными и неизменными истинами, которые Сам Бог предлагает человеку для его счастья и его благополучия».

«…Как горячо она молилась, подняв руки к небу»

А это о другой матери, жене земного мужа и матери земных детей, Софье Николаевне. Сергей Тимофеевич Аксаков, «Детские годы Багрова-внука» (1858-й год). Эту книгу надо знать, чтобы почувствовать, понять навсегда, на всю жизнь, накрепко, какой должна быть семья, родители, что такое любовь.

Маленький Сережа болеет. Болеет страшно. «Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть… Страдания моей матери описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли. «Матушка Софья Николаевна, — не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница Чепрунова, — перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись воле Божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь ее, а пособить не можешь…» Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать всё, что может, для моего спасенья, — и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханьем — и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время…

Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородные деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам… Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя так дурно, так я ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я всё видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я всё слышал и видел явственно и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться — и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух…»

Он выжил, этот ребенок. А что ж, бывает, и священник ошибется, бывает, и доктора. Но счастлив тот, у кого есть подобные воспоминания детства. Мать маленького Сережи вымолила его у всемилостливого Бога. Потом мальчик вырастет, станет известным писателем, публицистом, напишет и сказку «Аленький цветочек», которую тоже надо знать, если хочешь понять, что такое любовь. Как причитала Настенька в сказке? «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного…» И пробудился заколдованный принц: «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе, полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною».

***

А Великий пост продолжается. Пасха самая ранняя в этом году — 4 апреля. Великопостные дни пусть будут днями раздумий о том, какими должны быть мы сами, днями доброделания. Многое может человек, работающий над душою своею, а что обретет — уже на всю жизнь. И эти две небольшие главы — о Царице Небесной и о земной женщине — да помогут нам с Вами!


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Одно из самых милых женских лиц в мировом изобразительном искусстве — «Девочка с персиками», Валентин Серов. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2010. — № 6. —С. 10..