Христианства нет без Церкви

…Они обожают задавать каверзные вопросы, торжествуя и ликуя, если собеседник не знает или не помнит какой-нибудь конкретный стих Нового Завета.

Стих этот они толкуют крайне далеко от христианства, но внешне очень популярно и привлекательно.

Они не любят называть себя и на конкретный вопрос чаще произносят что-то неопределенное. Например: «Мы – ревнители веры».

Не спрашивайте, а подумайте, откуда они получают деньги для своей деятельности и на что живут сами? И очень неплохо живут. Покупают квартиры, оплачивают дорогую аренду залов, где ведут свои собрания…

Попасть к ним часто значит – пропасть. Знаю одну мать, чей сын ушел к сектантам. Женщина сказала:

– Так страшно. Лучше бы он стал пьяницей…

Это о них, смущающих и берущих в плен людские души, сказал лидер питерской группы «Алиса» Константин Евгеньевич Кинчев:

– Пахло шарлатанством…

Кинчев крестился в православной церкви, крестил своих детей. У него и песня есть под названием «Крещение».

О Церкви истинной – наш разговор с отцом Сергием Косых, настоятелем прихода храма преподобного Сергия Радонежского. Отца Сергия знает всякий, кто приходит в храм святой мученицы Татианы, что рядом с Техническим университетом.

– Не ядовитым плодом прельстились и стали смертными Адам и Ева, – говорит батюшка, – но плодом древа познания добра и зла. Почему же стали смертными и были изгнаны Господом из рая те, кто хотел познать, что есть добро и что есть зло? Что же здесь греховного? В чем беззаконие? Да в том, что поверили змею более, нежели своему Творцу, увлеклись мечтой без Бога сделаться «как боги», полагаясь на магическую силу красивого плода. Так, подобно Адаму и Еве, сектанты мечтают спастись без Церкви и без Богочеловека, хотя и с Евангелием. На Евангелие они надеются точно так же, как и наши прародители надеялись на райское яблоко.

– Отец Сергий, назовите этих отступников от христианской веры?

– Мы называем еретиками анабаптистов, баптистов, адвентистов, пятидесятников, иеговистов, молокан и иже с ними (только перечисление существующих расколов, ересей заняло бы не одну страницу «Политехника»).

– Однажды в проповеди своей Вы сказали, что Церковь создана Богом, а не людьми…

– Как создал Господь Церковь Свою? Сначала были избраны двенадцать апостолов, ибо Иисус пришел спасти всех людей, а для этого необходимы были проповедники. За Иисусом ходили толпы народа, но Он выбрал только двенадцать, позвал не всех, а «...кого Сам хотел; и пришли к Нему» (Мк. 3; 13).

Апостол – слово греческое, означающее «посланник». И именно на них, на Богом избранных и поставленных Им Апостолов сошел Дух Святой, Дух Истины на пятидесятый день по Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. В этот самый день, в день Сошествия Святаго Духа на Апостолов, в день Святой Троицы, и родилась Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, ибо присоединилось к апостолам благодатью Духа Святого «в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2; 41). Вот начало Церкви Христовой.

Истинная Церковь возлюблена и освящена Господом: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15; 5).

– Можно сказать, что отступничество от веры истинной связано с природой гордыни?

– Именно. Диавол внушает гордым и самонадеянным спастись Евангелием, но без Церкви. Вот она, уловка врага рода человеческого! Диавол и теперь, как и при искушении Христа в пустыне, прибегает к помощи Священного Писания, чтобы доказать возможность отделения христианства от Церкви. Но что будет с ветвью, если отделить ее от лозы, что будет с частью тела, если отделить ее от целого? Смерть! «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают», – так говорит нам Господь (Ин.15; 6).

– А что такое единение со Христом? Не дерзкая ли это мысль?

– В Церкви продолжается всегда и неизменно единение человека со Христом в Таинстве евхаристии или Святого причастия. Это единение – источник духовной жизни, а без единения со Христом – духовная смерть.

– Откуда же тогда у вероотступников такая самонадеянность?

– «У людей, – пишет Святой Василий Великий, – не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войн, если бы грех не рассек естества...» В притче о пшенице и плевелах (Мф. 13; 24–43) Господь показал такую закономерность: «…когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел...» (Мф. 13; 25). То есть когда мы беспечно благодушествуем, враг человек в поле душ наших, уже засеянном пшеницей веры, сеет плевелы. После пророков тот же враг посылает уже лжепророков, после Апостолов появляются лжеапостолы, после учителей – лжеучителя, после Церкви Христовой – «церкви» антихриста, в которых и трудятся новоявленные «помощники». После Христа придет и антихрист.

Как только оставят люди Церковь, тотчас начинают Писание толковать по-своему, и каждый его толкует по-разному. Поэтому святые отцы не допускали возможности отделить христианскую истину от Церкви: «Не должно, – пишет, например, Святой Ириней Лионский, – у других искать истину, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питие жизни. Она есть именно дверь жизни, а все прочие суть воры и разбойники».

Вот слова Спасителя нашего: «...Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24; 11–13); «...Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24; 24).

Святые отцы учат нас: быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может. Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения, – ничего нет без Церкви, и все это есть только в единой Церкви! «Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» (это сказал Святой Киприан Карфагенский). Святой Тертуллиан: «Еретики не могут быть христианами». А 9-й член Символа веры гласит: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

- Верую. Спасибо, батюшка.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


P.S. Для тех, кто не знает. Обозначения в скобках после цитат – это ссылки на Библию (а только один Ветхий Завет включает 40 канонических книг), главу и стих. Оглавление есть как в Ветхом, так и в Новом Завете. И сокращения там проставлены. Например, «Мф., 24; 24» значит: «Евангелие от Матфея», 24-я глава, 24-й стих.

Икона «День сошествия Святаго Духа на апостолов»

Икона «День сошествия Святаго Духа на апостолов»

«Политехник», газета Липецкого государственного технического университета. — 2008. — № 2. — С. 6—7..