Идет Великий пост

Несколько ломтиков хлеба

Идет Великий пост. А Светлое Христово Воскресение — Пасха, 24 апреля будет. К ней мы приближаемся особой, строгой жизнью, когда человек очищает свою душу в молитвах, в посте, в Таинстве покаяния, Таинстве причастия, Таинстве соборования.

У меня большая фонотека, собираю ее всю жизнь, и среди старых виниловых пластинок и современных лазерных дисков много духовной музыки, записей церковных служб, которые происходили именно во дни Великого поста. Слушаю их. Теперь много всего и в Интернете. И, конечно, мы должны в это время с сугубым усердием посещать службы в храме.

…Однажды, во время Великого поста, ко мне пришел компьютерный мастер. Был конец дня, видно, что он устал, с утра переезжая по вызову из одного дома в другой, голоден же. Предложила ему бутерброды и чай.

— Чай, — проговорил мастер, — с благодарностью выпью, а вот бутерброды… Пост у меня. Съем просто хлеб.

Настаивать в таких случаях нельзя, и я поставила мастеру на компьютерный стол кружку несладкого (по его просьбе) чая с лимоном и несколько ломтиков хлеба на тарелочке. Совсем молодой человек, и компьютеры — его специальность, а Великий пост для него, оказывается, так важен. Подумалось тогда: вот идет студент нашего же Технического университета. А, может, и для него Великий пост значим, может быть, никому не говоря, и он идет этим путем к Светлому Христову Воскресению. Жизнь православного человека — ведь не афиша и не реклама. Кто знает… А компьютерному мастеру я тогда догадалась еще положить и очищенные орехи. Это тоже еда поста.

…В прошлом году, на Пасху, побывала в гостях у сестры. В полдень ехала к ней на автобусе и заметила, что особая такая тишина. Не было непристойных слов, хотя в обычные дни — хоть уши закрывай. Даже FM радио у водителя молчало. Значит, в первую половину Пасхального Воскресения какая-то предельная черта все-таки существует для всех. Или почти для всех. А вот домой я возвращалась уже часов в 15. Вошла в автобус, и на меня обрушился хор разговоров по мобильным телефонам (у части говоривших — с нецензурными словами) и, увы, не музыка неба, а так называемый «русский шансон» — жалкие песенки по радио у водителя. Были и пьяные. Вот такая короткая для этих людей была Пасха. Не выдержали они даже одного дня.

Не могу себе представить компьютерного мастера таким. И думаю, скромное чаепитие с несколькими ломтиками хлеба духовно продолжается для него в жизни, которую он старается сохранить в чистоте Великого поста.

«Радуйся, благодатная…»

А 7-го апреля был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Сергий Косых, настоятель нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского, дал мне «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы», книгу 1904 года. Это евангельские события, но книга, данная отцом Сергием, так хороша, что прибегну и к ее помощи.

Иоаким и Анна, благочестивые супруги, немолодые уже, прожившие в честном браке 50 лет, не имели детей. Анна неплодна. И вот она узнает о том, что носит в себе младенца. «Нельзя не благоговеть перед этим чудным зачатием», — пишет автор «Сказания» и приводит слова Анны: «Увидят люди и подивятся, — что и я стала материю, вот и я рождаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего». «Разрешивший союз» — Господь.

Долгожданную девочку назвали Марией. Родители дали обет посвятить дочь Богу. Так что, в церковном календаре есть не только праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября), но и Введения Ее во храм (4 декабря). И было ей тогда три года.

«Пресвятая Дева, — продолжает автор «Сказания», — …возрастала среди других девиц, воспитывавшихся при храме… При них были благочестивые надзирательницы, сведущие в Св. Писании и искусные в рукоделиях, которые обучали Ее тому и другому. <…> Скоро Пречистая Дева почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, а вместе с тем полюбила и необходимое для Нее уединение. <…> Никто не слыхал от Нее какого-либо укора, никто не видал Ее во гневе. <…> Она имела острый ум, любила учиться, часто читала Св. Писание и размышляла о нем. Благоразумие Ее удивляло всех».

Но вот Мария лишилась своих престарелых родителей. Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и сказал: «Собери неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее». Знамение осенило плотника Иосифа — жезл его «расцвел, и на нем сидела голубица, которая опустилась над головою Иосифа». Какой красивый образ!

Иосифа обручили с Марией. Для нас очень важно знать, что между ними «не было общения брака».

И вот, Благовещение.

Предстал перед Марией Архангел и произнес: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» Мария узнает, что вскоре она родит. «…Бог избрал Тебя в жилище Себе и Ты вместишь Невместимого, приняв сокровище, в котором скрыты "все сокровища премудрости"!» Да, а автор «Сказания» пишет еще вот как: Мария «не думала ни о каких собственных достоинствах, — поэтому и смутилась от слов Благовестника. <…> Тихая душа Ее от сильных слов духа, как тихая вода от сильного дыхания ветра, по необходимости приходить в движение: смутися о словеси его.

<...>

Небесный вестник хочет успокоить смиренную Деву; но с каждым новым словом его благовестия, по-видимому, должно увеличиваться смущение и недоумение Той, Которой он благовествует все необычное, чудное и непостижимое: Дева будет иметь сына, и сын Ее будет велий (то есть, великий), наречется Сыном Божиим, воцарится на престоле Давида и будет царствовать вечно».

Мария, слушая внимательно, спрашивает Архангела: «Како будет сие, идеже мужа не знаю!» То есть, она чиста, непорочна и вдруг родит. «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя». Архангел говорит Марии, что все произойдет через наитие Духа Святого, будет непричастно греху. И Приснодева отвечала Архангелу: «Се раба Господня; буди Мне по глаголу (то есть, по слову) твоему». Вот так, со смирением, принимает Мария Благовещение.

Иосиф же, узнав, что Мария ждет ребенка, «будучи праведен <…>, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1; 19—21).

Мария и Иосиф становятся родителями Иисуса. Но истинный Его Отец — Господь.

О Благовещении Пресвятой Богородицы — в первой главе Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки.

Наша рубрика называется «Православная страница», и, читая это, можно верить или не верить. Одухотворение ведь выстраивается постепенно, это труд, и такой человек с открытым сердцем встретит Пасху, Светлое Христово Воскресение.

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2011. — № 6. — С. 15.