«Таинства Православной Церкви»

Так называется небольшая книжечка, которая готовится к печати, по благословению Высокопреосвященнейшего владыки Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого, в нашем приходе храма преподобного Сергия Радонежского. Для тех, кто не знает, — храм строится как раз рядом с Техническим университетом. Службы пока ведутся тут же, в маленькой церкви святой мученицы Татианы, небесной покровительницы православного студенчества. Оба храма и составляют наш приход. А книжка будет бесплатно раздаваться всем, кто приходит в храм.

Что же такое Таинство? Это священное действие, при котором верующему подается невидимо особая благодать Божия. Таинств всех семь: Крещение, Миропомазание, Причащение или Евхаристия, Покаяние или Исповедь, Священство, Брак или Венчание, Елеосвящение или Соборование. В нашей книжечке о Таинствах Православной Церкви с протоиереем Сергием Косых, настоятелем прихода храма преподобного Сергия Радонежского, руководителем комиссии Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями, кандидатом технических наук беседует журналист Ольга Клековкина.

Заглянем в будущую книжку?

Из главы «Таинство крещения»

— Отец Сергий, скажите, пожалуйста, о крестных родителях. Знаю, что часто крестные стараются одаривать крестника…

— Действительно, стараются. Но не материальное главное. Когда родители выбирают для своего ребенка воспреемников (или крестных, как их называют в народе), они должны выбрать людей воцерковленных, высокодуховных. Когда я крещу ребенка, обращаю на это внимание крестных и говорю им примерно так: Абы кого в крестные не берут. Я понимаю, что вы люди хорошие, достойные, порядочные, и потому вас пригласили стать крестными родителями. Но этого мало. Вы должны быть людьми воцерковленными, то есть знать, что нужно делать, чтобы достичь жизни вечной. Значит, вы регулярно ходите в храм, молитесь дома утром и вечером. Читаете духовную литературу, ездите по святым местам. Но надо не только знать, что делать для обретения жизни вечной, но уже и приступить к самому ДЕЛАНИЮ.

— Воспреемники берут на себя за крещаемого ответственность пред Господом…

— Великую ответственность! В Таинстве Крещения есть момент, когда воспреемник дает за крестника обещание отречься от сатаны и от всех дел его и от всех ангел его. Священник говорит: «Дуни и плюни на него». И в знак отречения воспреемник совершает это действие, подтверждая, что он ничего общего с сатаной не имеет и иметь не желает, что так будет и с крестником. Воспреемник говорит, что он желает соединиться со Христом. Желание добровольное, осмысленное. Эти слова за младенца произносят воспреемники, а потом стараются, чтобы обещание, которое они дали за ребенка Господу в храме, исполнялось. А если крестится человек взрослый, то он теперь сам в ответе за свои слова.

Из главы «Таинство миропомазания»

— Отец Сергий, Таинство Миропомазания связано с Таинством Крещения…

— Да, миропомазание совершается священником во время Таинства Крещения. Священник нарекает имя крещаемому, помазывает его освященным елеем и елеем же воду освящает, затем троекратно погружает крещаемого в воду. После новокрещенный облачается в белую рубашку в знак того, что он чист перед Богом, и нет на нем никакого греха. И вот вслед за этим совершается Таинство Миропомазания. Совершается оно только священником. Крестить может любой христианин, любая христианка, или ребенок, достигший совершеннолетия, — например, в ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти, и выясняется, что он не крещен, а священника нет. Это делается по просьбе самого человека или по предложению того, кто понимает, что крещение необходимо совершить. А вот миропомазание совершает только законно поставленный священнослужитель.

— А что такое миро? Давайте объясним.

— Ми́ро (церковно-славянское мѵро от древнегреческого μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освященное ароматическое масло. Миро никто кроме священника не имеет права взять в руки, оно не раздается. Хранится оно в определенном месте, освящается архиереем как высшим преемником апостолов, в особом торжественном священнодействии, только один раз в году.

Из главы «Таинство причастия или евхаристии»

— Отец Сергий, Таинство Причастия представляется самым труднопознаваемым для нас, обычных земных людей. Как это: через хлеб и вино мы принимаем Бога?

— Жизнь Церкви вообще таинственна. Она невидима, водима духом Святым, духом мудрости. Многие люди отвергают это вследствие болезни, которая именуется гордыней. Тем самым они невольно пытаются встать на один уровень с Богом, что, естественно, невозможно. Господь и говорит нам: кто не примет Царствия Божьего как дитя, тот не войдет в него. Если мы называем Бога Отцом, Бога Всемогущего, Бога Вседержителя, значит, должны сознательно и смиренно принимать все то, что Он говорит, как истину.

Один из святых сказал: при чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторга, не ищи блестящих мыслей, но ищи увидеть неповрежденно святую истину.

Величайшее Таинство — Таинство Святого Причастия или, как его еще называют, Таинство Евхаристии. Под видом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Спасителя. В каждой частичке святого причастия — весь Господь. Так и вспомнишь Его слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, а Я в нем, тот приносит много плода; без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15; 5)*. И в Таинстве Святого Причастия мы соединяемся с Господом, становимся как бы веточкой на лозе.

Причащаясь, мы соединяемся в одном теле, которое именуется Церковью, и главою которой является Христос. Таинство совершает невидимо сам Господь. А в жизни мы видим священнодействие специально установленного для этого священнослужителя, законно рукоположенного.

Из главы «Таинство покаяния или исповеди»

— Кто-то скажет: зачем мне каяться? Я и сам разберусь!

— Так ведь человек, согрешая, поступает против воли Божьей и тем самым творит зло. Последствия зла — помрачение разума. В чем оно выражается? Да в том, что многие люди предпочитают быть невежественными, суеверными, самонадеянными, они больше любят неразумие, нерадение, нежели правду, истину.

В Евангелии от Иоанна читаем мы, как Господь незадолго до своих крестных страданий и Вознесения сказал своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14, 16—18). Очень важно для нас в этих словах, что мир, в котором мы живем, не только не может этот дух истины произвести, явить, но не может даже его принять. Дух Истины — только в Боге, он не в мире. Мир отвергает Дух Истины, и люди предпочитают жить во зле, часто сами того и не подозревая. А грех есть противление воле Божьей.

— Батюшка, все ли грехи одинаковы? И есть ли, так сказать, главные грехи?

— Есть. Их восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Это основные страсти, от их корней зарождаются другие грехи.

Господь дает нам в Таинстве Исповеди возможность раскаяться в содеянном. Богу все наши грехи известны. А вот когда мы сами видим свои грехи и просим Господа простить нас — это значит, что мы стараемся стать лучше. По отношению к себе и к другим.

Теперь вы представляете, какая эта книжка.

Студентам желаю хороших каникул, выпускникам — хорошей работы, а абитуриентам — благополучного поступления в Липецкий государственный технический университет.

***

(* Такие примечания в скобках — это ссылки на Священное Писание. Например, здесь: Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 5. Сокращенные названия всех книг Ветхого и Нового Завета даны в Библии.)

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Рисунок Юлии Гуссер.


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2011. — № 11. — С. 6 - 7.