Ларчик Михаила Казиника

Вижу это в Интернете, там же форумы: с каждым днем все больше становится тех, кто узнает о Михаиле Семеновиче Казинике и включается в число его активных слушателей и читателей. В основном, слушателей, конечно, потому что Михаил Семенович Казиник, по крайней мере, два раза в неделю — в радиоэфире. В среду, в 19.00 (повтор — в субботу, в 15.30), — на канале классической музыки «Орфей», передача называется «Музыка, которая вернулась». А в воскресенье, с 11.10 до 12.00, — на куда более массовом радио «Серебряный дождь». Эта передача называется «Тайные знаки культуры».

Вот представьте: в 11.10, в воскресенье, надо угадать несколько минут звучащей музыки. Ответы слушатели посылают в виде смс или на сайт радио «Серебряный дождь».

— Нет, нет, не то.., — перебирает ответы Казиник, и вдруг его ликующее: — Верно! Умница! Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига!

И звучит чудный этот концерт. Те, кто его хорошо знает, наслаждаются прекрасной записью, а те, кто слышит впервые, СЛЫШИТ! Значит, не зря пройдет для него почти что час воскресного времени.

— Любовь к классической музыке — не вопрос вкуса, а вопрос бытия, — сказал как-то Михаил Семенович. И дальше: Человек — единственное создание Творца, у которого сознание определяет бытие.

Это я вспомнила потому, что кто-нибудь из читателей, вероятно, уже подумал: а причем здесь «Православная страница»? Да ведь Богом нам дана жизнь, и прожить ее надо как драгоценность, дорожа тем прекрасным, что создано человечеством.

А как Казиник говорит об одном из произведений Алемдара Караманова, композитора трудной судьбы, которого уже нет в живых:

— Тысячи рук, воздетых к небу, взывают к Господу.

И собственно о вере:

— Господи, верую — дай. А надо: Господи, верую — возьми.

От Казиника узнала, почему внука прославленного мастера смычковых инструментов Андреа Гварнери — Джузеппе Гварнери, тоже мастера, звали Дель Джезу. Да потому, что Gesù — по-итальянски «Иисус». И мастер всегда ставил на своем новом инструменте крест.

— Музыка — это питание мозга, — говорит Казиник. — Музыка — это доказательство бытия Бога.

А ведь всего несколько лет назад он, неведомый мне тогда музыкант, музыковед, рассказал, как в детстве удивлялся финалу известной басни Ивана Андреевича Крылова «Ларчик»: «…А Ларчик просто открывался». То есть, принесен от мастера Ларец. Искали-искали секрет: как его открыть? И так пробовали, и эдак. «…А Ларчик просто открывался».

— Да как же именно «просто»? Как? Почему Крылов не назвал способ? — сердился юный Михаил Казиник.

И только став взрослым догадался, о чем не задумывалась, признаться, я. В финальной фразе известного русского баснописца все делают упор на слово «просто». А надо — на «открывался». То есть, всего лишь открыть крышку. Чего никто не сделал.

Меня это поразило. Вот уж метафора какая: да откройте крышку Ларца! Сколько же людей сегодня, к сожалению, не догадываются об этом или открывают совсем другие крышки, глупые и ненужные, пожирающие время, саму жизнь!

Сразу же посмотрела в Интернете, кто такой Михаил Казиник? Оказывается, он даже эксперт Нобелевского концерта, то есть готовит и ведет концерт, который следует после награждения лауреатов Нобелевской премии. Один из концертов начинался тем, что Казиник спрашивал каждого лауреата, когда тот стал слушать классическую музыку? Оказывается все — в раннем детстве, и большинство с раннего детства училось играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Казиник говорит:

— Баха нельзя продолжить, вернее, можно, его продолжил Эйнштейн: E=mc2.

А в одной своей статье написал так: «Культура в переводе с латыни означает "возделывание", и когда Христос говорит "не хлебом единым", это и означает, что сельскохозяйственная КУЛЬТУРА есть вспомогательное для культуры Духовной. Ведь существуют два понятия культуры в древнем мире: первая (хлеб) необходима для второй — главной (ДУХ)».

…Осенью я лежала в больнице и вынуждена была слышать невозможные разговоры по мобильным телефонам соседок по палате о жизни так называемых «звезд». Прямо как о своих самых дорогих родственниках говорили. Мне вспомнились слова Казиника: «Страна, в которой поп-звезды под собственные фонограммы "танцуют" жен новорусских спонсоров, получая за один танец сумму, которая могла бы принести сотням тысяч детей музыку Моцарта, не сможет существовать».

Страшно.

Я вернулась из больницы, после очень тяжелой операции, включила компьютер, на сайте радио «Орфей» открыла передачи Михаила Семеновича Казиника, они там хранятся:

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/program21/ И погрузилась в СВОЙ мир, лежала и исцелялась не только после операции, но и после тех бесстыдных «мобильных» разговоров, невольной слушательницей которых вынуждена была пребывать столько дней.

Какая роскошь — все это! Вот Казиник утверждает: прелюдия французского композитора Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» — вовсе не свидетельство того, что Дебюсси — импрессионист в музыке, как принято считать.

— Это же портрет! — рассуждает Казиник. И доказывает, что Дебюсси — музыкальный символист.

Или популярно объясняет, из чего складывается соната: есть главная тема и темы побочные. Кто, например, главный персонаж в сказке про Красную Шапочку? Бабушка, конечно, потому что если нет Бабушки, то Красной Шапочке не к кому идти.

Вот это да!

А недавно он вместе с пианистом Андреем Шибко в целом цикле передач разобрал все 24 прелюдии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Такое увлекательное и веселое занятие, хотя ведь даже среди части музыкантов бытует мнение, что эти прелюдии совсем неинтересны.

С Казиником очень уютно и надежно, и когда в конце своей воскресной радиопрограммы на «Серебряном дожде» он повторяет: «Я обнимаю вас музыкой!» и просит отметиться на глобусе, который крутится на его персональном сайте, я всегда это делаю. Lipetsk повторяется несколько раз. Значит, не одна в нашем городе слушаю. И мне радостно.

Найдите Казиника в Интернете. Хотя если у Вас есть возможность слушать радио в диапазоне УКВ, то отыщите «Орфей» на частоте 70,07 Мгц. Липецк — один из немногих городов России, который, к счастью, принимает «Орфей». Когда несколько лет назад я рассказала об этом настоятелю нашего храма преподобного Сергия Радонежского отцу Сергию, то добавила: и в этом смысле Господь нас увидел.

Батюшка тепло рассмеялся.

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Михаил Семенович Казиник


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2012. — № 1. — С. 6-7.