Смотреть на небо

Два великих православных праздника предстоят нам в июне: Вознесение Господне, на сороковой день от Пасхи — 5 июня и Пятидесятница, или День Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи — 15 июня.

Не дерзну…

Если бы взялась я сама рассуждать о богословской сущности обоих праздников, то было бы это дерзко и неуместно. Дерзко, потому что никакого теологического образования не имею. Неуместно, потому что православная страничка в университетской газете — все-таки не православная кафедра. В церковных лавках много прекрасных книг. Появляются они теперь и в светских библиотеках. Да, слава Богу, в Техническом университете православные лекции читает отец Сергий Косых, настоятель прихода храма преподобного Сергия Радонежского, — можно с ним поговорить в аудитории или подойти к батюшке в маленьком храме мученицы Татианы, где он служит.

В этих небольших главках — раздумья, маленькие истории, выписки.

Зеленое яблоко

Историю с зеленым яблоком прислал мне в январе по e-mail журналист одного из центральных телеканалов, ездивший в Израиль снимать праздник Крещения Господня. После таких командировок Саша пишет мне большие письма не письма, дневники не дневники. По уговору я это нигде не публикую. Но кусочек его зимнего электронного письма все-таки прочтите.

«В каменной купели у самой реки батюшка крестил младенцев. Такая роскошь, что это возможно прямо в день Крещения, прямо у святыни!

Потом пришла русская молоденькая девочка с длинными как у русалки волосами. Все смотрели на эту красоту, не отрывая глаз: нежное лицо, румянец, белая крестильная рубаха. Красавица долго стояла у мостков, боялась окунуться. Пробовала своими ножками, насколько холодна вода. И все-таки решилась под наши уговоры. Когда она, счастливая, вышла из воды, я подарил ей зеленое яблоко.

…После мы ее еще раз встретили в нашей гостинице. Пришел наш переводчик (из местных) и, довольный, сказал:

— Идите смотреть на вашу русскую девку, которую вчера крестили. Она пьяная «в дым»!

Девица сидела на стуле, в своих модных джинсах, широко раздвинув ноги, иногда вскрикивая пьяным голосом обрывки каких-то слов. Голова беспомощно болталась на плечах. Рядом в таком же состоянии бродила ее размалеванная подруга. Видимо всю ночь они отмечали крещение в сомнительной компании иорданских постояльцев отеля. На столике стояла целая тарелка зеленых яблок.

А где-то рядом с ней горько плакал ее ангел-хранитель, которого она накануне только обрела».

«Что смотрите на землю?»

Мы еще вернемся к девчонке с зеленым яблоком, а пока я скажу: неправда, что Библию читать скучно. Можно ведь начать с какой-то главы, с сюжета. Медленно перелистывать Библию, глаза остановятся на фразе, которую и прочтешь.

Вот Иисус собирает своих учеников и говорит им: «…Не отлучайтесь из Иерусалима… …Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Это из той книги Библии, которая называется «Деяния святых апостолов».

Вознесение! Если прочитать текст полностью, как в Библии, то крепнет благодарная вера: туда, на небеса, вознесся Богочеловек, принявший за грехи человечества крестные муки и готовый помочь нам, грешным, в любую минуту.

«…Что смотрите на землю? — писал о Вознесении Господнем святитель Филарет Московский. — Чего вам искать на ней после того, как единственное ваше и ее Сокровище, найденное в Вифлееме, прошедшее чрез руки разбойников в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе, скрытое под камнем в саду Иосифа Аримафейского, взято и отнесено в сокровищницу небесную? Вам сказано, и так должно быть, да идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6; 21). Итак, если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше, туда должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши».

Эти слова о Вознесении Господнем, мне кажется, объемлют всё, всю жизнь нашу, каждый помысел, каждый поступок.

Никогда не смотреть на небо?

Но тогда получится как в крещении той девушки с зеленым яблоком.

Впрочем, от нее зависит. Никогда не смотревший на небо, может ведь начать на него смотреть, а?.. И идущий назад, может повернуться да пойти вперед…

Троица — День рождения Церкви

И снова из «Деяний святых апостолов». Вот они, ученики Христа, все вместе. Даже апостол Фома, не веривший в Воскресение Христа, уверовал, когда увидел пришедшего Учителя. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1—4).

Господи, какие слова-то чудесные! «…Были единодушно вместе».

— Значит, с того момента апостолы начали проповедовать Веру Христову, и это можно считать Днем рождения Церкви? — спрашиваю я отца Сергия.

— Воистину так, — ответил батюшка. — На них, на Богом избранных и поставленных Им апостолов сошел Дух Святой, Дух Истины. В тот самый пятидесятый день по Воскресении Богочеловека, в день Сошествия Святаго Духа на Апостолов, в день Святой Троицы, и родилась Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. В «Деяниях» говорится, как апостол Петр обратился к народу: «…Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2; 38). Так к Апостолам присоединились «в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2; 41). Вот начало истинной Церкви!

Ветка цветущей черемухи

Войдем в храм на Троицу. Здесь пахнет свежескошенной травой — ею усыпан пол. Зеленые ветки, маленькие березки. Цветы. На День рождения Церкви всякий храм убран с такой любовью! В церковь всегда можно прийти с цветами и оставить их, но на Троицу — особо. Как говорят в народе, на Троицу — земля-именинница.

Нынешним студентам трудно представить себе советские времена, когда были открыты лишь немногие храмы. И если скажу, что стеснялась зайти в церковь, поймете ли меня?

Так вот, в 1990 году на Троицу я впервые осмелилась войти в храм. Была в длительной командировке в Москве, мы готовили одну из первых поездок детей-инвалидов во Всероссийский детский центр «Орленок», что близ Туапсе. По пути к метро — церковь Николы в Хамовниках. Как обычно, я бы мимо прошла, но вижу: у ограды церковной цветущую черемуху продают. Купила ветку. И вдруг набралась духа тихонько войти в храм. Шла праздничная служба. Не решилась пройти, так и стояла у входа. А смотрю: на скамейке сидят бабушки, совсем старенькие (это теперь знаю, что скамьи в православных церквях специально и поставлены — для самых немощных). Все бабушки в платочках, у каждой в руках черемуха, а у одной — нет. Подхожу к ней и протягиваю свою ветку. Как она обрадовалась, заулыбалась, встала и перекрестилась! А я, глазами попрощавшись с ней и с праздником Троицы, вышла.

Но ведь ничего не случилось. А у меня на душе праздник настал! Шла к метро, улыбалась. Ведь и некрещеная была… Приехала на работу — никому ничего не сказала (да и не поняли бы). Но только всё у нас в тот день хорошо получалось, все трудные и даже абсолютно нерешаемые вопросы решались! И смена в «Орленке» потом прошла хорошо, я познакомилась со многими детьми. Один мальчик из Сибири, больной детским церебральным параличом (страшная болезнь…), после стал журналистом. Годами он присылал мне свои материалы, потом уже и публикации. Университет окончил. Немощен телом, а силен духом. Думаю, о нем как раз можно сказать, что он на небо смотреть умеет.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Андрей Рублев «Троица» (первая четверть XV века)

Андрей Рублев «Троица» (первая четверть XV века)

«Политехник», газета Липецкого государственного технического университета. — 2008. — № 9. — С. 13—14..