Великий князь Владимир: Заря благоверия

Нынешний год — год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Он крестился в православии. Он крестил Русь.

Еще в январе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, где были и такие слова о великом князе Владимире: «Что же принес нам сей муж? Почему спустя многие столетия мы столь торжественно совершаем его память? <…> Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо Он принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы — Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное».

Преставление — это смерть, успение. Почему же в Церкви говорят: успение празднуется? Да потому, что окончание земного пути православного христианина — это не конец, а начало пути Небесного, жизни вечной. Поэтому мы празднуем тысячелетие преставления великого князя Владимира.

Мы говорим о крещении Руси с протоиереем Сергием Косых, настоятелем нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского, что рядом с Техническим университетом. Вот что сказал батюшка:

— Наверное, мы были бы очень благодарны человеку, который научил нас самому главному: как в этом мире жить. Но сколь должны мы быть благодарны великому князю Владимиру за то, что он научил наш народ слушать Христа. Святой равноапостольный великий князь Владимир дал возможность нашему народу услышать Христа, услышать такие ценности, которые нужны и в земной жизни, и самое главное — приобрести ценности, которые соответствуют сути человека. Человек — существо бессмертное, поэтому и сокровища стяжания нашего должны оставаться с человеком всю жизнь.

— Отец Сергий, князь Владимир ведь не сразу пришел к этой мысли.

— Да. Желая союза разрозненных племен под одно, единое начало, он искал. Посланные им мудрые мужи были у католиков, были и у иудеев, были и у магометан, были и у православных христиан. И вот они приняли участие в богослужении в Константинополе, который являлся тогда столицей христианского православия, в Софийском соборе. Когда они молились Богу там, то Господь, видя их желание узнать истинную веру, дал им такое чувство, что они, возвратившись из своего путешествия, сказали князю: мы не могли понять, где находимся — на небе или на земле.

Мы часто ищем чувственного подтверждения — так вот, Господь дал им такую оценку истинности православной веры.

— Князь Владимир познал слабость язычества…

—И на уровне управления государством, и в своей личной жизни. Казалось бы, что он искал? Он должен был быть доволен своей жизнью. Язычество вообще очень привлекательно для чувственного человека. В язычестве можно делать всё. И у него было всё. Десятки жен, сотни наложниц, власть, достаток. И какое-то время он этим упивался, но к незаурядному человеку неизбежно приходит понимание, что так нельзя, что это не есть главное ни для него, ни для его народа. И вот он нашел то, что объединило не только разрозненные племена, которые жили на Руси, но и объединило вообще всех людей, — общение с Богом. Общение с истиной. Такую неоценимую помощь оказал князь Владимир своему народу. Он привел его ко Христу, привел его к жизни, привел его к бессмертию.

А я взяла в руки старую, студенческих времен хрестоматию «Литература Древней Руси» и открыла ее на страницах «Слова о Законе и Благодати» Илариона. Датируется оно 1037—1050 годами, а Иларион был первым митрополитом из русских. Какие слова!

«Вместе с одеждами совлек с себя князь наш ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия и вошел в святую купель. Возродился от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся, и вышел из купели очищенным, став сыном нетления, сыном воскресения…

Когда это свершилось, не остановился он в подвиге благоверия, и не только в этом проявил он любовь свою к Богу, но еще к большему подвигся, повелев всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно во всех городах славилась Святая Троица и все стали бы христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простолюдины, богатые и убогие.

<…>

Тогда начал мрак идольский от нас удаляться и занялась заря благоверия, тогда тьма идолослужения исчезла и слово евангельское осияло нашу землю, капища разрушались, а церкви воздвигались, идолы низвергались, а иконы святых появлялись, бесы убегали, а крест освящал города».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, в чьем переводе мы и прочли с Вами этот фрагмент, полагал, что «Слово» было произнесено Иларионом перед князем Ярославом Мудрым: «Под Законом Илларион подразумевает Ветхий Завет, а под Благодатью — Новый Завет. По мысли Илариона, Новый Завет — это благодать для всех народов, принявших христианство».

И вот что сказал митрополит Волоколамский Иларион Алфеев:

«Сама жизнь святого князя Владимира с момента его обращения ко Христу свидетельствует о чуде. Крестившись, этот в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый и коварный князь начинает строить храмы, кормить нищих, заботиться о больных, решив даже отказаться от смертной казни особо опасных преступников, как сам объяснял, — боясь греха. Он строил для инвалидов богадельни, которые содержались на его средства. Эта одна из особенностей русской государственной власти, которая уже с самого начала фактически взяла на себя социальные функции, чего не знала Европа ни времен Владимира, ни позже.

Святой князь Владимир вошел в народную память как «Ласковый князь», «Красное солнышко». Эти прозвища он получил за свою доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту преображенной крещением человеческой души».

Оргкомитет по проведению празднования 1000-летия преставления великого князя Владимира подготовил много мероприятий. Весь 2015-й год — год праздника.

А вспомним еще одну добрую дату — в нынешнем году исполняется 1200 лет Мефодию, византийскому просветителю, создателю славянского алфавита. Два брата ¬— Кирилл и Мефодий — создали азбуку. Начали переводы с Псалтири и книг Нового Завета. После смерти Кирилла Мефодий и его ученики продолжили работу и перевели весь Новый Завет и почти все книги Ветхого Завета. Переводы Кирилла и Мефодия получили широкое распространение в среде славянских племен. Так, еще до крещения на Руси существовали церкви и читалась Библия в переводе братьев-апостолов.



Князь Владимир. Икона.

***

Татьяна Артемьева,
прихожанка храма
преподобного
Сергия Радонежского.

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2015. — № 8. — С. 18-19.