А как в храме?..

Тут небольшая история. Маленькая, а поучительная.

В августе надо было причастить, впервые после крещения, мою маленькую внучатую племянницу Анечку. Обращаюсь с просьбой и вопросом к настоятелю нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского отцу Сергию Косых, которого многие студенты и сотрудники Технического университета знают или хотя бы встречают, — батюшка лекции по православию читает, да ведь и сам здесь учился и преподавал, кандидат технических наук. Отец Сергий назвал 14 августа, а также час окончания службы и примерное время окончания исповеди (после нее первыми причащают детей, а самыми первыми — самых маленьких).

Сестра моя (бабушка Анечки) сказала:

— Это как раз будет медовый спас.

Вечером в телефонном разговоре с отцом Сергием (он просил меня помочь ему по делам прихода) я простодушно повторила слова сестры:

— Как раз медовый спас в назначенный Вами день будет.

Ах, как отец Сергий даже крякнул рассерженно-шутливо:

— Ну, весь праздник медом вымазали!

И всего-то мне, грешной, надо было открыть православный календарь да прочитать: 14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Лишь на обратной стороне странички, в самом конце написано, что в этот день «…совершается освящение меда и благословляется вкушение его нового сбора».

Значит, если мы собираемся в храм, следует посмотреть, какой это день, память кого празднуется.

Дальше. Приехала в назначенное утро. Поджидаю своих родных с Анечкой в маленьком храме мученицы Татианы, где в нашем приходе всё и совершается, пока строят большой храм преподобного Сергия Радонежского. Начало Успенского поста. И вот, когда отец Михаил Князев уже стал говорить проповедь, у дверей храма раздался шум. Не сильный, но для церкви заметный. Оглянулась: женщины, не обращая внимания ни на проповедь, ни на то, что люди тихо внимают священнику, суетливо ставят баночки с медом на подоконник и на специально приготовленный стол. Поставили и разговаривают о том о сем. Оглянулась-то одна я. Никто, кроме меня, не отвлекся от проповеди отца Михаила. Значит, не хватало во мне той сосредоточенности, того молитвенного настроя, который был у остальных прихожан. А тогда я еще даже раздумывала: подойти или не подойти к словоохотливым женщинам, которые пришли только ради меда своего, сказать или не сказать им, что нельзя разговаривать в храме? Сдержалась.

— …И правильно сделали, — ответил на мой вопрос отец Сергий, когда я ему об этих своих сомнениях рассказала.

— Но, отец Сергий, в Липецком кафедральном Христо-Рождественском соборе висит табличка, на которой напечатано: «Разговаривающим в храме посылаются скорби»…

— И я бы повесил, да у нас храм маленький, и нет места для такого листочка. Хорошо, что вы поняли: если бы сделали замечание тем женщинам, то последние остатки вашего молитвенного настроя пропали бы. Да еще не известно, как бы женщины ответили. Возможно, шума стало бы еще больше, и тогда что же, отцу Михаилу вовсе прерывать свою проповедь?

— Верно. Значит, никаких замечаний другим в храме делать нельзя?

— Лучше смолчать. В крайнем случае, повернитесь к болтающим и приложите палец к губам.

И еще. Если человек регулярно ходит в храм, он знает, что в богослужении есть такие периоды, когда никакое движение в храме невозможно. Всё замирает. Если вас в это время кто-то попросит передать свечу, молча возьмите свечу, не объясняя человеку, что он делает что-то не так, а сами передайте ее уже только тогда, когда это делать можно. То есть в храме сами ведите себя благоговейно. Знаю, для тех, кто пришел впервые или бывает редко, очень обидными бывают чьи-то замечания или поучения. Не надо на это обращать внимания.

— Отец Сергий, да ведь от многих слышу: после таких замечаний и поучений «ревнителей веры» люди боятся в следующий раз в храм войти!

— Поведение таких, как вы выразились, «ревнителей веры» ни в коем случае не должно служить поводом для критики христианства в целом. Я могу быть плохим священником, плохим христианином, но христианство плохим быть не может. Мы приходим в храм не для того, чтобы поучать кого-то, но для того, как в Писании сказано: «…а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном» (Мф. 5; 19). Те, кто делает замечания, получается, сами не умеют вести себя в храме. Иначе молчали бы и не огорчали вновь пришедшего. Господь сказал: «…не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4; 4). Человеку для его нормального развития как человека, как образа и подобия Божия, обязательно необходимо слышать слово Божие.

В храме следует вести себя спокойно. Очень спокойно. Если вы к кому-то обратились и не получили желаемого ответа или ответ прозвучал в неприемлемой, грубой форме, никогда на этого человека не обижайтесь. Ведь сразу нарушается молитвенность. Господь попустил этому быть, чтобы мы имели возможность выйти достойно из более или менее простой или даже сложной ситуации. Ответили вам не так или сделали замечание, молча этому человеку поклонитесь. Наблюдая, как ведут себя люди в храме, принимайте для себя лучшее. Если увидели в чьем-то поведении что-то недостойное, старайтесь не осуждать, а помолитесь о нем и сами не делайте того, что вы считаете в храме недостойным. Здесь для нас водительством будет наша совесть, ибо совесть есть внутренний закон, который Господь дал каждому из нас. И если мы придем в храм, даже ничего не зная, не надо бояться. Только просите Бога, чтобы Господь вам открыл и объяснил Истину. Откройте свою душу Божией благодати, и она вас посетит. А вы видели, как причащаются дети?

— Теперь, отец Сергий, когда причастили нашу Анечку, видела.

И Вам, уважаемые читатели «Политехника», расскажу. Кого-то, как мою внучатую племянницу, привезли в коляске, кого-то принесли на руках, а кто-то постарше, нарядный, уже и сам шел, держась за руку взрослого. Они просветлены, эти дети. Одна маленькая девочка выбежала из боковой двери храма, поиграла немножко в песочек (он насыпан рядом с цветником), вбежала в храм, остановилась у распятия и, встав на цыпочки, поцеловала ноги Христа.

После причастия дети степенно выходили из храма, и каждому за столиком наливали в красивый стаканчик святую воду, а уж частицу просфоры ребенок сам брал из корзиночки.

Подумала: ведь когда мы выходим из храма мученицы Татианы, взгляд наш падает прямо на то место, где начинает возводиться новый большой храм преподобного Сергия Радонежского. В прошлый раз рассказывала Вам, что 21 июня залили фундамент. Это был праздник с 9 утра и до 22 часов вечера. Монолитная плита фундамента — высотой 1 метр, площадью 1 тысяча квадратных метров. Выполнено 150 рейсов бетоновозов. Работы велись с помощью современного бетононасоса непрерывно. Такой объем работы по непрерывной технологии в Липецкой области еще никогда не выполнялся. Машины, одна за другой, подвозили бетон. Отец Сергий и отец Михаил отслужили молебен и освящали каждую машину. Да вот у меня и фотография того дня, вернее, уже вечера, для Вас.

Подойдите к краю котлована, посмотрите — вот он, фундамент большого храма нашего! Отец Сергий советует в этом случае помолиться и попросить помощи преподобного.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Заливка фундамента продолжалась даже поздно вечером. Смотрите, как красиво! Фото Галины Григорьевой.

Заливка фундамента продолжалась даже поздно вечером. Смотрите, как красиво!
Фото Галины Григорьевой.

Газета Липецкого государственного технического университета «Политехник». — 2008. — № 13. — С. 9—10..