Обратимся к Божественному прощению!

Мы с отцом Сергием Косых, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского, что рядом с Техническим университетом, собираем все проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Решили предложить Вам маленькие фрагменты проповедей Патриарха, произнесенных им во дни Великого поста.

***

Великий пост помогает каждому из нас возрастать, идти вверх и предотвращать любые падения вниз. <…> …Цель и смысл поста — это покаяние, это освобождение человека от греха, это изменение к лучшему его внутреннего состояния. Но в покаянии главное — это прощение, которое мы получаем от Бога. Покаяние, которое не завершается прощением, не имеет никакого смысла. Только то покаяние является спасительным, которое несет в себе это Божественное прощение. И вот Господь очень ясно говорит нам, что надеяться на прощение может лишь тот, кто сам прощает других. Не прощаешь — и Бог тебя не простит.

***

Святитель Василий Великий говорит: «Труднее всего знать и врачевать себя по причине свойственного людям самолюбия».

***

Но есть еще одно непременное условие обрести прощение у Бога. Существует грех, который мы и грехом не всегда считаем, — он называется осуждением. Мы осуждаем постоянно — коллег по работе, членов своей семьи, знакомых, соседей. Иногда мы подвергаем людей справедливой критике за их неправильные действия, но чаще всего в осуждении нет рациональной оценки или глубокого анализа. Как правило, мы свой негатив, свое тяжелое состояние выплескиваем на другого. Нам хочется быть непременно лучше, чем он. <…> …очень часто в нашем бездумном и пустословном осуждении просматривается желание сказать самому себе, что я лучше. А если осуждаем вместе с другими людьми того, кого нет среди нас, то это уже коллективный грех, когда уже несколько человек, вспоминая чьи-то слабости, реальные или мнимые, друг перед другом пытаются показать свою значимость и свое превосходство — это самопревозношение, это еще хуже.

***

Святитель Иоанн Златоуст… говорит о том, что человеку не дано безобразное свое тело сделать прекрасным, но он может душу свою, дошедшую до крайнего безобразия, поднять на самый верх красоты. Следует добавить более того: кроме самого человека эту душу, дошедшую до крайности безобразия, никто другой поднять не может. Нет такого врача и нет такого средства. Только сам человек своими усилиями может произвести в себе эту глубокую перемену.

***

…Преподобный (Ефрем Сирин – Т.А.) говорит о воздержании от раздражительности и предупреждает, что раздражительность может перейти в гнев, может воспламенить человека, подтолкнуть его к тому, чтобы потерять внутреннее спокойствие, разрушить свой внутренний мир. А потому особым образом нужно контролировать свои чувства, в том числе и те, которые возникают в ответ на внешнее раздражение. Услышали злое слово, клевету в свой адрес или столкнулись с неисполнением указаний или еще с каким-то нарушением порядка, за который несешь ответственность, — нужно постараться удерживать язык свой от гневных слов, чтобы не разрушать свой внутренний мир, произнося эти слова.

***

Может грязь соединиться с чистотой? Нет, тогда чистота перестает быть чистотой. Каждый знает, попробуйте на белую ткань нанести хотя бы одно темное грязное пятно — вся ткань становится грязной. Но Господь нас грешных и грязных включает в Свою светлую Божественную чистейшую жизнь не по нашим заслугам, а через Свои страдания, смерть и Воскресение...

***

…В Царствие Божие входит только человек богатый, но не тем богатством, к достижению которого направляются силы большинства людей. Не тем богатством, которое скрывают в сейфах или на банковских счетах, не тем, которое тратят, услаждая человеческую плоть. Но тем богатством, которое, реализуясь, открывает врата вечности, врата Божиего Царства.

***

Однако истина остается истиной непостижимым для нас образом. Умерший Спаситель снисшел в самое средоточие зла. Не на Голгофу, где зло было явлено через людей со всей их ограниченностью, со всею их слабостью, со всем их непостоянством. Они кричали «Распни!», кричали «Уа! Разрушающий церковь и в три дня созидающий! Сойди с креста и уверуем в Тебя» (см. Мф. 27:40; Мк. 15:29), — но все это было так ограничено, так по-человечески мелко по отношению к той тайне, которая совершалась на Кресте.

***

А свет-то есть. И суд состоит в том, что свет явился миру, и сколько бы ни восставал враг рода человеческого на Евангелие, как бы ни пытался он затушить этот свет, возбуждая человеческие страсти, вкладывая в сознание людей ложную философию, раскрепощая страсти, формируя идею о том, что грех есть и не грех вовсе, а наслаждение, радость жизни, единственно правильная модель поведения, — он не может затушить истинный свет. Ведь это Божественный свет, и его лучи высвечивают и правду, и ложь, как бы ложь ни скрывалась и как бы правда ни разрушалась, потому что в этом свете видно отчетливо, что есть ложь, а что правда, что добро, а что зло.

***

Борьба за Божественную истину, которая открывает нам путь ко спасению, которая открывает нам путь к подлинному поклонению Богу, никогда не прекращалась ни на минуту. Не прекращается она и сегодня. Многие из вас знают, что сейчас происходит в области массовой информации, особенно в Интернете, и могут с легкостью обнаружить сотни и тысячи доказательств того, о чем я говорю вам. Борьба за умы людей не прекращается, особенно за умы людей верующих, потому что если в сознание наше проникают ложь, неправда, противоречащая правде Божией, то мы теряем способность поклоняться Богу.

***

Одной из величайших христианских добродетелей является кротость. Это понятие с трудом воспринимается в наше время — так далеко отстоит образ кроткого от образа сильного, преуспевающего человека. Но вот Господь, обращаясь с холма на берегу Тивериадского озера к ученикам и ко множеству народа, сказал, в том числе, поразительные слова: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Татьяна Артемьева,
прихожанка храма
преподобного
Сергия Радонежского.

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2016. — № 4. — С. 18 - 19.