Таинство Миропомазания

Мы с отцом Сергием Косых, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежвского, что строится рядом с Техническим университетом, продолжаем наши беседы о Таинствах Православной Церкви. В сентябрьском номере «Политехника» речь шла о Крещении. Сегодня для людей воцерковленных и для тех, кто только вступает на тернистый, но такой светлый путь Веры, мы говорим о Таинстве Миропомазания.

Напоминаем, что Таинств всех семь: Крещение, Миропомазание, Причащение или Евхаристия, Покаяние или Исповедь, Священство, Брак или Венчание, Елеосвящение или Соборование.

— Отец Сергий, Таинство Миропомазания связано с Таинством Крещения…

— Да, миропомазание совершается священником во время Таинства Крещения. Священник нарекает имя крещаемому, помазывает его освященным елеем и елеем же воду освящает, затем троекратно погружает крещаемого в воду. После новокрещенный облачается в белую рубашку в знак того, что он чист перед Богом и нет на нем никакого греха. И вот, вслед за этим, совершается Таинство Миропомазания. Совершается оно только священником. Крестить может любой христианин, любая христианка, или ребенок, достигший совершеннолетия, — например, в ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти, и выясняется, что он не крещен, а священника нет. Это делается по просьбе самого человека или по предложению того, кто понимает, что крещение необходимо совершить. А вот миропомазание совершает только законно поставленный священнослужитель.

— А что такое миро? Давайте объясним.

— Ми́ро (церковнославянское мѵро от древнегреческого μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освященное ароматическое масло. Миро никто кроме священника не имеет права взять в руки, оно не раздается. Хранится оно в определенном месте, освящается архиереем как высшим преемником апостолов, в особом торжественном священнодействии, только один раз в году. Когда я миро беру, то пишу прошение на имя правящего архиерея с просьбой дать мне миро для совершения Таинства Миропомазания.

— А что передается человеку в Таинстве Миропомазания?

— В Таинстве Миропомазания уже крещеному человеку даются Дары Духа Святаго для того чтобы жить, и совершенствоваться, и возрастать в христианской жизни, духовной и телесной. Пророк Исайя перечисляет семь Даров Духа Святаго: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и дух страха Божия (Ис. 11:2). Вот эти Дары таинственно сообщаются человеку через внешнее действие — священник помазывает крестообразно миром лоб — для просвещения разума, глаза, ноздри, уста, уши — для освящения, очищения чувств, грудь, руки, ноги — для телесного здравия, для добрых дел и благочестивого поведения. В этом Таинстве, не насилуя волю человека, Бог сообщает ему ведение истины, чтобы человек принял ее и жил с истиной. Истина — это не плод человеческого ума и не результат жизни человека на земле, она дается нам свыше. Апостол Павел пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21—22). В Книге пророка Исайи читаем: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8—9). Поэтому, чтобы принять слово Божие и почувствовать истину, человек должен быть определенным образом подготовлен, ему даны вот эти Дары Духа Святаго в Таинстве Миропомазания.

— Давайте уточним: значит, совершается это Таинство только один раз в жизни?

— Один раз, во время крещения, и только законно поставленным священником. Но вообще же, как и во всяком Таинстве, истинным свершителем Таинства, невидимым, является сам Господь. Есть видимые действия, которые совершает священник, когда он помазывает крестообразно перечисленные мною места на теле. При этом священник говорит так: «Печать Дара Духа Святаго. Аминь». Печать — это знак. Через видимое человек получает невидимое, таинственное. Это нас не должно удивлять, потому что вся жизнь Церкви — на грани видимого и невидимого, божественного и человеческого. Печать дает человеку возможность понять смысл жизни, цель жизни, и, главное, человек получает через миропомазание по силе его. То есть, не всем дается одинаково, поскольку люди все разные, у каждого человека свое назначение. Как сказал Господь: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:21).

И задача человека — не пренебрегать этими Дарами, не растерять их, а, получив от Бога такое начало, преумножать это путем включения своего личного, человеческого.

Человек должен понимать, что есть добро, что есть зло. И, тем не менее, самое главное, должен понимать, что не он является мерилом или оценщиком истины. «…Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Некоторые могут подумать, что если человек имеет дух ведения, премудрости и разума, то уже все знает. Ни в коем случае человек не должен выставлять себя мерилом истинности. Если человек строит свою жизнь на слове Божием, на Заповедях Божиих, его жизнь имеет смысл. Начало — на земле, а затем — жизнь в другом мире.

Татьяна Артемьева,
прихожанка храма преподобного
Сергия Радонежского



Художник – Юлия Гуссер

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2016. — № 7. — С. 23.