Таинство Причастия или Евхаристии

Поздравляя всех с Рождеством Христовым и с Новолетием, мы продолжаем наши беседы с протоиереем Сергием Косых, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского, о Таинствах Православной Церкви. В предыдущих номерах «Политехника» речь шла о Крещении и Миропомазании.

— Отец Сергий, Таинство Причастия представляется самым труднопознаваемым для нас, обычных земных людей. Как это: через хлеб и вино мы принимаем Бога?

— Жизнь Церкви вообще таинственна. Она невидима, водима духом Святым, духом мудрости. Многие люди отвергают это вследствие болезни, которая именуется гордыней. Тем самым они невольно пытаются встать на один уровень с Богом, что, естественно, невозможно. Господь и говорит нам: кто не примет Царствия Божьего как дитя, тот не войдет в него. Если мы называем Бога Отцом, Бога Всемогущего, Бога Вседержителя, значит, должны сознательно и смиренно принимать все то, что Он говорит, как истину.

Один из святых сказал: при чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторга, не ищи блестящих мыслей, но ищи увидеть неповрежденно святую истину.

Величайшее Таинство — Таинство Святого Причастия или, как его еще называют, Таинство Евхаристии. Под видом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Спасителя. В каждой частичке Святого Причастия — весь Господь. Так и вспомнишь Его слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, а Я в нем, тот приносит много плода; без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). И в Таинстве Святого Причастия мы соединяемся с Господом, становимся как бы веточкой на лозе.

Причащаясь, мы соединяемся в одном теле, которое именуется Церковью, и главою которой является Христос. Таинство совершает невидимо сам Господь. А в жизни мы видим священнодействие специально установленного для этого священнослужителя, законно рукоположенного.

— Расскажите, батюшка, как это началось?

— Когда в начале Господь сказал своим ученикам и тем, кто следовал за ним: «Я хлеб живый, сшедший с небес… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем… и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:51—56). Представляете? Часть людей, поняв это буквально, подумали: может, им предлагается непосредственно кусочек тела Христа? Они отошли, возмущаясь: как можно слушать такое? Но часть Его учеников осталась. И Он спросил их: а вы почему от Меня не ушли? И они ответили Господу: Ты говоришь слова жизни, как мы можем от тебя уйти! То есть ученики соглашались, что здесь какая-то тайна, которая человеческим умом непознаваема. И вот за день до своего крестного страдания, в Великий Четверг, Господь совершил с учениками Евхаристию, то есть причастил их. Взял хлеб, вознес его к небу, благословил его, разломил и сказал ученикам: сие есть тело мое. Потом взял вино, благословил его и сказал: пейте, это есть кровь моя Нового Завета. Ученики вкушали хлеб и пили вино, и это совершалось по вере, потому что они понимали, что сам Господь входит в них через хлеб и вино. Таким образом, они таинственно соединялись с Ним. Господь от своего тела ничего не терял, а ученики, принимая по слову Господа хлеб и вино, становились сотелесниками, сопричастниками Спасителя.

— А что значит Евхаристия?

— Это греческое слово и означает оно благодарение. Мы благодарим Господа за то, что Он нам себя отдает, потому что мы без него не можем. Мир настолько сложен и до конца непознаваем, в каждой травинке, в каждой песчинке, в каждом движении воздуха. Мир, поскольку он является творением Божиим, не может быть полностью осознан, измерен, оценен умом человеческим. Это легко понять. Если человек сделал самый сложный компьютер, самолет или космический корабль, он может его починить, может и усовершенствовать. Но наше тело и мир, в котором мы живем, — это творение Божие.

— Как надо готовиться к Причастию?

— Существует Последование ко Святому Причащению. Оно есть почти в каждом Молитвослове. Три дня говения. Говение — это подготовка. Мы постимся, молимся, чаще в это время бываем в церкви, на богослужениях утренних и вечерних, усиливаем свою домашнюю молитву. Стараемся вспомнить свои грехи. Грех — это ошибка. Мы должны вспоминать, что мы сделали против воли Божией. Богу все наши грехи известны. Все до единого. И мы в Таинстве Покаяния просим у Бога прощения за те ошибки, которые вольно или невольно допустили. Обязательно нужно быть на вечернем богослужении перед причастием, обязательно — на утренней литургии, и после исповеди и благословения священника причаститься, соединиться с Господом. Люди, которые стараются жить благочестиво, должны иметь силу сопротивления (а Господь сказал: те, кто старается жить благочестиво, будут гонимы). Вот человеку и надо укрепляться. Поэтому во время поста люди стараются причащаться в начале, в середине и в конце. Три раза, а то и четыре, и пять. Первые христиане, начальные христиане причащались каждый день. Живя среди враждебного мира, они были как овцы среди волков. Но общение с Богом давало им уверенность, что не будут получать испытания сверх сил — Господь рядом, Господь всегда поможет.

Сейчас христианин должен причащаться минимум один раз в год. Если он не делает этого, то автоматически как бы исключается из Церкви. Он не желает общаться с Богом по тем или иным причинам, не желает участвовать в этом таинственном соединении с Богом.

Бывают исключения, когда человек болен, употребляет какие-то лекарства и хотя бы немного должен поесть и попить, ведь причащаться положено натощак. О болезни нужно сказать священнику, и тот примет решение.

Хорошо, когда первое причастие ребенок принимает еще во чреве матери. Мама обязательно перед родами должна причаститься. Воцерковленная беременная женщина причащается каждую неделю. А когда ребенок родился и его крестят, то он принимает уже причастие сам — капельку истинной крови Спасителя под видом вина, на руках матери или отца. И дальше постепенно укрепляет свою связь с Богом.

— Значит…

— Господь в нас, а мы в Нем. Чувственными глазами мы видим хлеб и вино, но на самом деле перед нами весь Господь, во всей своей полноте, со всем человечеством и Божеством.

Для начинающих: стремитесь причащаться пять раз в году. Во все четыре протяженных поста: Великий пост, пост Петра и Павла, Успенский пост и Рождественский. Самым протяженным и самым строгим является Великий пост — 7 недель. Более короткий (2 недели), но также строгий, — Успенский пост, в августе. А Рождественский и Петровский посты являются менее строгими. И пятое причастие — в день своих именин. То есть в день святого, имя которого вы носите. Можно и шестое — в день своего рождения.

С отцом Сергием беседовала
Татьяна Артемьева,
прихожанка храма преподобного
Сергия Радонежского



Художник – Юлия Гуссер

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2016. — № 8. — С. 14-15.