Таинство Покаяния или Исповеди

Мы продолжаем наши беседы о Таинствах Русской Православной Церкви с отцом Сергием, настоятелем строящегося рядом с Техническим университетом храма преподобного Сергия Радонежского.

— Отец Сергий, первое для человека Таинство — Крещение. Однако ведь крещен он обычно бывает в младенческом возрасте и сам исповедаться не может. Когда же начало исповеди?

— Младенец не отвечает за свои действия, поскольку совершает их неосознанно, неразумно. Родители видят поведение своего сына или дочки и стараются с первых дней воспитывать правильно — в Законе Божьем. Как Господь нам говорит, так мы и должны поступать. Родители видят немощь маленького человека, понимают его беззащитность и стараются привнести то, что он сам пока не может сделать. Но когда человек возрастает, и мозг его получает возможность рассуждать, мыслить, он уже за свои действия отвечает. К исповеди ребенок может прийти, когда ему исполнится 7 лет.

— Кто-то скажет: зачем мне каяться? Я и сам разберусь!

— Так ведь человек, согрешая, поступает против воли Божьей и тем самым творит зло. Последствия зла — помрачение разума. В чем оно выражается? Да в том, что многие люди предпочитают быть невежественными, суеверными, самонадеянными, они больше любят неразумие, нерадение, нежели правду, истину.

В Евангелии от Иоанна читаем мы, как Господь незадолго до своих крестных страданий и Вознесения сказал своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:16—18). Очень важно для нас в этих словах, что мир, в котором мы живем, не только не может этот Дух Истины произвести, явить, но не может даже его принять. Дух Истины — только в Боге, он не в мире. Мир отвергает Дух Истины, и люди предпочитают жить во зле, часто сами того и не подозревая. Грех же есть противление воле Божьей.

— Батюшка, все ли грехи одинаковы? И есть ли, так сказать, главные грехи?

— Есть. Их восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Это основные страсти, от их корней зарождаются другие грехи.

Господь дает нам в Таинстве Исповеди возможность раскаяться в содеянном. Богу все наши грехи известны. А вот когда мы сами видим свои грехи и просим Господа простить нас — это значит, что мы стараемся стать лучше. По отношению к себе и к другим.

Принимая исповедь, иногда слышу от исповедника: батюшка, мне кажется, что я стал еще грешнее, чем раньше. Так бывает обычно среди неофитов (то есть, среди тех людей, которые только-только приняли христианскую веру). Господь открыл этому человеку его грехи, и тот увидел себя в свете. Когда жил во тьме, то потому ничего и не видел — никакой грязи, никакого несоответствия. Чем человек внимательнее к себе, тем больше, больше, больше он видит то, чего раньше не замечал. И когда он обращается к Богу: «Господи, прости меня!», это начало исправления.

— А как готовиться к исповеди?

— Есть специальная литература — от тоненьких книжечек до целых фолиантов, где рассказывается уже о первопричине греха, его природе. Хорошо, если человек за несколько дней до исповеди посидит над листочком бумаги. Зачем? Часто люди, не имея еще церковного опыта, приходят исповедаться, подходят к священнику и от волнения все забывают. Если боитесь, что такое случится с вами, — держите во время исповеди листочек перед собой. Кроме того, когда записываете на бумаге свои грехи, вам яснее становится, в чем вы грешны. У меня, как у священника, бывали случаи, когда человеку так стыдно становилось называть свои грехи, что он говорил: «Батюшка, даже не могу сказать вслух, написал — прочтите, пожалуйста». И я понимаю: человек не в силах даже слышать собственные грехи. Но совет: работая с листочком, свои размышления при этом записывать не надо. Иначе появляется соблазн объяснить причину каждого греха, оправдаться. Нельзя говорить на исповеди: вот я, батюшка, совершил грех, потому что… Тогда это уже и не покаяние вовсе. Как удивительно точно сказал наш высокопреосвященнейший архиепископ Никон: «Иные идут в храм не каяться, а оправдываться».

— Какой совет можно дать человеку, который искренне покаялся, а вышел из храма — началась обычная жизнь, и пошло все то же самое. Что делать-то?

— Надо держаться. Когда тебе известно, в чем грешен, это уже большая сила. Ты был у исповеди и теперь знаешь, в чем грязь, в чем грех. Если кого-то обижал, оскорблял — останови себя! А если тебя обидели и тебе хочется обидеть — тоже сдержись! Сдержись! Ведь твое зло к тебе и вернется. Зло побеждается только добром. Если ты хочешь победить зло, старайся на зло злом не отвечать. Старайся уйти от греха. Ты предупрежден, тебе сказано, что вот эта дорога — скользкая. Обойдешь? Скорее всего, да. Или собираешься перейти зимой реку, а тебя предупредили, что лед тонкий, пусть даже прикрыт снегом. Ты ведь не пойдешь? Так вот и в работе над собой. Уходи от греха! С помощью Божьей и одолеешь.

Для начинающих: стремитесь причащаться пять раз в году. Во все четыре протяженных поста: Великий пост, пост Петра и Павла, Успенский пост и Рождественский. Самым протяженным и самым строгим является Великий пост — 7 недель. Более короткий (2 недели), но также строгий, — Успенский пост, в августе. А Рождественский и Петровский посты являются менее строгими. И пятое причастие — в день своих именин. То есть в день святого, имя которого вы носите. Можно и шестое — в день своего рождения.

— Что такое смертный грех? И есть ли такие грехи, которые Господь не прощает?

— Смертными грехами принято называть особо тяжкие грехи, имеющие тяжкие последствия. Грех убийства. Грех блуда. Но нет такого греха, который Бог не простил бы. Святые так говорят: только один грех не прощает Господь — грех гордости. Но и это лишь в случае, если гордец не кается. Если же приходит и говорит: «Господи, прости мне мою гордость», то будет прощен. Хочет человек исправиться — Господь даст прощение в помощь.

— Каждому должно быть ясно: исповедь — это не просто перечисление своих грехов…

— Конечно! Мы просим у Бога прощения, и у нас одновременно должно быть желание исправиться. Какой смысл получать прощение, а потом идти и заниматься тем же самым? Да, от страстей избавиться сложно. Но если ты действительно покаялся и хочешь исправиться, ты уже не будешь так беспечен, так расслаблен. Не будешь! Удержишься! И если тебе кажется, что ты не в состоянии справиться, с тобой уже будет Бог. Если ты даже чувствуешь свою немощь, то не попадайся вновь на уловку лукавого — дьявольскую наживку! Вернись назад и скажи: «Господи, я боюсь, что опять согрешу, ты мне помоги!» Господь поможет.

С протоиереем Сергием Косых беседовала
Татьяна Артемьева,
прихожанка храма преподобного
Сергия Радонежского



Художник – Юлия Гуссер

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2017. — № 1. — С. 12-12.

***

Основных грехов, основных страстей человеческих восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. От них зарождаются другие грехи.

За тяжкие грехи священник налагает на кающегося эпитимию, или исправительное наказание для умиротворения мятущейся совести и скорейшего одоления греха, так, например, на блудника возлагается особый пост, поклоны и молитвы.

За несколько дней до исповеди возьмите листочек бумаги и запишите на нем свои грехи, о которых будете говорить священнику. Такая работа с листочком лучше помогает вспомнить свою вину, плохие поступки и помыслы.

Грех — это предательство неба в душе... Небо — это имя нашего подлинного призвания, это полное одухотворение человека, торжество любви, ведения, победа над смертью, Царство Божье.

Протоиерей Александр Шмеман.