Таинство священства

Мы с настоятелем строящегося рядом с Техническим университетом храма преподобного Сергия Радонежского протоиереем Сергием Косых продолжаем наши беседы о Таинствах Русской Православной Церкви.

Таинством называется священное действие, при котором верующему подается невидимо особая благодать Божия. Таинств всех семь: Крещение, Миропомазание, Причащение или Евхаристия, Покаяние или Исповедь, Священство, Брак или Венчание, Елеосвящение или Соборование.

Напоминаем: сейчас время Великого поста. А Пасху в нынешнем году мы с Вами будем встречать 16 апреля.

— Отец Сергий, Таинство священства касается и нас, мирян…

— Конечно. В Таинстве священства производится законное постановление на службу специально отобранных людей из мирян. Уровней священства три: дьяконы, священники и епископы. Дьякон Церковные Таинства сам не совершает, он участвует в совершении Таинств, помогает священнику. Таинства совершает священник. А епископ рукополагает и дьяконов, и священников. Это так и происходит: через молитвенное возложение рук епископа на главу избранного человека. И на человека этого нисходит Божественная благодать, освящающая его и ставящая на определенную степень церковной иерархии. Сам священник не может рукоположить другого священника. Это уровень только епископа. Вот такая иерархия, установленная в Церкви Богом.

— Тогда это может быть точной приметой, отделяющей Церковь Православную от сектантских течений?

— Да. Как-то мне приходилось держать в руках книжку, написанную неправославным автором, скорее, баптистом, так помню такую фразу: мы, мол, действуем во исполнение призыва Господа «…Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19—20*). Казалось бы, Евангелие процитировано правильно, и какую хорошую работу делают люди, послушали Господа. Но ведь они занимаются не своим делом. Такую работу никто им выполнять не давал, а процитированный призыв Господа из Евангелия от Матфея относится к апостолам. То есть, Господь сказал это не всем тем людям, которые слушали его и ходили за ним (а их были сотни, тысячи), а только тем, кого Он сам избрал, кого сам благословил и сказал: «Идите…» И назвали их апостолами, это слово греческое, оно означает — посланный. Посланный кем? Самим Господом, потому что Он им дал благодать Святаго Духа, чтобы они пользовались силой, исходящей свыше. Вот это нам нужно знать, ибо сказано в Священном Писании, что «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителя и учениям бесовским…» (1 Тим. 4:1). Кто же поможет разобраться в истине? Часто Церковь Христова сравнивается со стадом. Мы — овцы Божии. И у Божиих овец есть законно поставленные пастухи — пастыри. Не надо пугаться слова «стадо», ведь в данном случае это такое библейское образное выражение. Церковь есть общество истинно верующих во Иисуса Христа, руководимое имеющими преемственное апостольское рукоположение пастырями: «Итак внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

— …И этим стадом, обществом должны управлять не все, кто захочет или посчитает нужным.

— Именно. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «…Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде (то есть, через забор, не так, как положено), тот есть тать (то есть, вор) и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10:1—5). Вот эти слова из Священного Писания читаются тогда, когда Церковь вспоминает и прославляет кого-то из святителей. Говоря о Таинстве священства, знаем, что Господь для управления стадом, которое принадлежит Ему, поставил специальных людей. Сказано в Священном Писании также: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова…» (Еф. 4:11—12). То есть не все люди могут управлять стадом, а только те, кого Господь поставил.

И если мы действительно хотим истину познать, то должны ее получать только из уст законно поставленных священников. Во время рукоположения архиерей произносит такие слова: «Дух Святой, который всякая немощная врачует и оскудевающая восполняет…» Вот эта Божия благодать нисходит на человека и, укрепляя его физические и духовные силы, сообщает ему нечто такое, чего у других людей просто нет. И уже после этого священник приступает к объяснению Священного Писания, ведомый Духом Святым. Сказано в Писании: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:16—18). Вот слова Спасителя. Чтобы мы не были сиротами, Господь дает нам пастырей, которые, ведомые Духом Святым, могут правильно истолковать слова Священного Писания. Нельзя забывать, что Священное Писание — это Боговдохновенное писание, оно написано людьми под воздействием Духа Святого, Духа истины. Понять и раскрыть его содержание могут только люди, ведомые Духом Святым. Вот почему, если мы хотим знать истину, мы можем ее узнать лишь в Церкви от Богом поставленных учителей.

— Когда я тяжело болела, и Вы меня дома причащали, то говорили, что мне нельзя касаться плата, расстеленного на письменном столе, предметов, которые Вы на нем расставили…

— Не только плата, а стола, на котором все стояло.

— Почему мы, простые люди, не должны этого касаться?

— Потому что люди не посвящены в совершение Таинств. И любой человек святотатствует, если он прикасается к престолу, к жертвеннику, к Святым Дарам, даже к столику, на котором они находятся, потому что в данный момент это престол. Так же, как женщина не может войти в алтарь. И даже есть такой благочестивый православный обычай: когда мирянин, допустим во время крестного хода, несет икону или Евангелие, то он берет их не руками, а через специальное полотенце. Это подчеркивает, что есть мирское служение, а есть служение священническое.

— Спасибо, батюшка.

***

* Напоминаю, что такие сокращения в цитируемых текстах Священного Писания, то есть Библии, указывают на книгу, главу и стих. Например, Мф. 28:19—20 — это Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 19—20. По таким ссылкам Вы найдете любое место в книгах Библии.

Татьяна Артемьева,
прихожанка храма преподобного
Сергия Радонежского


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2017. — № 3. — С. 14-15.