На камне!

Давно, очень давно мы не рассказывали в «Политехнике» о том, как строится наш храм преподобного Сергия Радонежского. Вроде всё понятно: мимо идем, видим, как поднимаются стены… Те, кто приходит в храм, знают, что уже несколько лет служба ведется в цокольном этаже, в так называемом Нижнем храме. Там просторно жителям 19-го микрорайона и микрорайона «Университетский», а ведь строится и новый — «Виктория». Значит, и этим людям должно быть место в нашем храме. Когда возведут второй этаж, там тоже станут вестись службы. И мы встретились с настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского протоиереем Сергием Косых.

— Наш храм находится в уникальном месте: храм Божий строится рядом с храмом науки, с Техническим университетом. Это единение должно нас органически связывать, ведь известно, что архитектура воспитывает человека.

— Помню, батюшка, нашу с Вами первую встречу. Вы тогда произнесли слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Наука и вера суть две сестры родные, дочери одного Всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут». Меня это потрясло тогда и поражает до сих пор. Я не знала этих слов нашего великого соотечественника, гения российской науки…

— В соседстве вуза и церкви мы чувствуем неразрывную связь с Богом. Ведь и один из переводов слова «религия» означает «связь». А эту связь мы как-то теряем. Как правило, к Богу обращаемся, только когда плохо. Чаще всего именно скорби приводят человека в церковь. И то временно. Ну, вот горе, смерть, болезнь… Но, как только человека предали земле или наметилось выздоровление, уже к церкви особо и не обращаются. Спрашиваю одного человека: а вы в храм-то ходите? Ответил так: «А что там делать? У меня вроде проблем нет. Со здоровьем все в порядке. На работе тоже все в порядке. А что делать в храме?» Но потребность в общении с Богом должна быть естественной. Как нельзя человеку доказать, что есть Бог, но ведь и никто никогда никому не докажет, что Его нет. Это самая главная жизненная аксиома: глядя на мир, о котором сказано, что на всем видимом написаны свидетельства о невидимом (Рим 1:20), мы должны воспринимать этот мир как творение Божие. И живя в этом творении Божием, мы не можем жить в отрыве от Творца. Мы понимаем, что жизнь строго закономерна, есть законы физические, есть законы духовные.

В этом месте отец Сергий остановился, потому что зазвонил телефон — кран пришел на стройку. Батюшка разговаривал, а я ждала. И ведь так часто бывает, большинство звонков сейчас — по поводу строительства.

— Общение с Богом, — продолжает отец Сергий, — должно быть логичным и естественным. А оно начинается с самого простого — с молитвы. Молитву можно творить везде и всегда, в любом месте, в любое время суток. И потребность в общении с Богом вырабатывается не сразу. Но если мы чувствуем, что у нас нет желания общаться с Богом, это должно нас настораживать. Когда человек приходит со слезами в храм и говорит: «Батюшка, благословите меня на химию», то понятно: серьезная болезнь, онкология. Но плохо у нас или хорошо, за все мы должны благодарить Бога. В Первом послании апостола Павла к Коринфянам сказано: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). Вот об этом мы или не знаем, или забываем, что все, что мы имеем, имеем от Бога.

— Храм и университет, по сути дела, в десятках метров друг от друга…

— Это милость Божия для всех нас. И каждый должен стараться помочь в строительстве храма. А идет строительство тяжело. У нас нет никакого финансирования извне, всё, что мы имеем, — это от добровольных пожертвований, никакого другого источника нет. А раз так, то, значит, наши возможности очень ограничены. Мы вот не можем поставить кран, чтобы он работал постоянно. Дай Бог здоровья руководству организации «Ремстройсервис» (генеральный директор — Алексей Иванович Соловьев). Помогает с краном — подать кирпичи на леса. Таких обращений у меня много: и по поводу кирпичей, и по поводу крана, и по поводу цемента. Кто ведет стройку, тот знает, как много всего нужно. У нас уже простых стен нет. У нас арки, своды, конхи, все это сложные конструкции, где требуются кружала, деревянные, металлические, разных пролетов. Работа на высоте, и если крана нет, приходится кирпич перебрасывать вручную по нескольку раз, чтобы подать кирпич непосредственно к тому месту, где работает каменщик. Нужна длина стрелы крана не менее 33 метров. Помогает нам и организация «Капиталстрой» (генеральный директор — Александр Иванович Лопарев). Радостно, храм растет. И когда первого сентября я был вместе с епископом Усманским владыкой Евфимием на территории университета, то видел оттуда, как заметен храм. Его уже не заметить нельзя, и не говорить о нем нельзя. Мы — рядом, мы — соседи. И дай Бог, надо постараться, совместными усилиями и властей города, и университета, чтобы был единый комплекс, чтобы мы были одним целым.

— Вспоминаю, как у нас фундамент заливали…

— Работу тогда провели уникальную — 1100 кубометров бетона было уложено по непрерывной технологии, использовалось 18 бетоновозов, бетон уложили за одну смену, работал бетононасос.

— У нас хорошие фотографии того дня сохранились…

— Нам тогда помог один человек — около 60 тонн арматуры было завезено. Опалубка сделана. А дальше уже таких работ, когда надо что-то выполнить за один прием, не было. Есть кирпич — мы работаем, есть цемент — мы работаем, есть погода — мы работаем.

— Всегда, когда бываю в храме, удивляюсь: строительство такое огромное идет, а у нас чисто, красиво, цветы.

— А я вот только что вернулся из Никольского храма, там так все чисто, ухожено, заасфальтировано. Подумал: Господи, может, и у нас когда-то будет так же! Будет и площадочка для детей, и спортивные площадки. И пешеходные дорожки из плитки. Запланирован у нас и водоем для водоплавающих птиц. И кустарники, деревья, цветы, трава. Контактный зоопарк.

— Да у нас уже много чего есть!

— Здесь помогают нам власти. Муниципальное унитарное предприятие автомобильного транспорта по уборке города Липецка, им Алексей Сергеевич Востриков руководит, регулярно и бесплатно меняют контейнеры для мусора. Зимой чистят дороги от снега.

— Недавно в храме была моя племянница, говорит: как там красиво! Посмотрела и наш маленький парк, и новую песочницу для деток, качели, маленький спортивный пятачок…

— Это для детей, но хотелось бы и для взрослых всё сделать. Просто не хватает сил. Мы должны построить большую воскресную школу, а сейчас она ютится в совсем неприспособленном помещении. Нам нужно и просфорню построить, и церковную лавку новую доделать. Много чего. Когда завьюжит, рабочие перейдут под крышу, в церковную лавку, и в этом году, Бог даст, она откроется.

— А я мечтаю, как в новой церковной лавке будут расставлены книги, чтобы легко посмотреть любую из них…

— И университет, и жилые микрорайоны, и храм, — все это должно восприниматься как одно целое. Разное, как тело и душа, но неразрывное.

Сейчас много и в Липецке богатых людей, но в сторону храма смотрят пока немногие, ошибочно думая, что все, что мы имеем, это наше. Сказано в Священном Писании о том, что мудрый строитель возводит свой дом на камне, а не на песке. Вот когда ты делаешь что-то для себя, но и церкви помогаешь, — это как на камне строится. Значит, прочно, навсегда.

С отцом Сергием беседовала
Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2017. — № 8. — С. 20- 21