И тогда он воскликнет: «Господи!..»

Хотела бы пригласить Вас в наш киноклуб «Путевка в жизнь», где просмотры фильмов и их обсуждения проходят через воскресенье. Адрес нашей группы в «ВКонтакте»: https://vk.com/club142020947 А собираемся мы в филиале Областной универсальной научной библиотеки по адресу: ул. Первомайская, 57, — это на стороне, где стадион «Металлург», чуть ниже стадиона. Остановка — «Улица Фрунзе», а если ехать по улице Советская, то до остановки «Стадион «Металлург». Другой адрес филиала библиотеки — площадь Коммунальная, 3. Это одно и то же здание, где на первом этаже — отдел периодики и отдел литературы на иностранных языках. Вот тут-то Вы нас и найдете. Поделюсь лишь малым из того, что мы успели увидеть в нашем киноклубе.

«Страсти Жанны д’Арк»
La passion de Jeanne d'Arc

Есть такой фильм, снятый Карлом Теодором Дрейером в 1928 году. Фильм немой. В 1985 году его обновили — написана музыка, звучат григорианские хоралы, и обновлены субтитры. Они были переведены на русский язык. А я помню, как еще в 1969 году, когда училась на факультете журналистики Московского государственного университета, смотрела старую версию в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион». Тогда фильм сопровождал настоящий тапёр, сидевший за пианино, и титры были на французском языке.

1920 год — особый в истории католической церкви. Героиня французского народа Жанна д’Арк, объявленная инквизицией еретичкой и заживо сожженная на костре 30 мая 1431 года, была причислена к лику святых. И вот во Франции появился фильм, удивительный. Там нет батальных сцен. Там звучат подлинные, документальные тексты — весь фильм построен на записях судебных допросов Жанны д’Арк. Только крупные планы — самой Жанны д’Арк, роль которой гениально исполнила актриса Рене Фальконетти, и ее судей-палачей, инквизиторов католической церкви — жирные, хитрые физиономии.

Страшная и великая история Жанны д’Арк — это события Столетней войны, когда Англия напала на Францию. В 13 лет Жанне явился во сне архангел Михаил, объявивший, что она возглавит войска, снимет осаду Орлеана и освободит Францию. Явление архангела Михаила повторялось, и Жанна, простая деревенская девушка, в 16 лет отправилась к капитану французских войск, рассказала ему всё. Была устроена встреча девушки с королем Карлом VII и после тяжелых допросов и проверок Жанну д’Арк назначили главнокомандующим французскими войсками. Когда солдаты узнали, что ими руководит посланница Бога, они воодушевились. Были необычайные победы. Орлеанской девой назвал народ Жанну. Но король предал ее, приказав поднять мост в город, и путь французским войскам был отрезан. Жанну взяли в плен бургундцы и продали англичанам.

Руанский процесс над Жанной д’Арк и показан в фильме.

Над девушкой издевались. Ей задавали, например, такие вопросы:

— Что тебе обещал архангел Михаил?

— А какую награду тебе обещал Господь?

— Когда ты снимешь мужскую одежду? (Но ведь естественно, что, возглавляя войско, сидя на коне, девушка надела мужское платье.)

Ответы Жанны немногословны и откровенны. Она плачет. Причем, известно, что актриса плакала настоящими слезами, не прибегая к помощи лука, как это делают иногда актеры. Инквизиторы смеются ей в лицо. Ее отводят в камеру пыток, и в фильме целомудренно не показаны эти пытки, но мы видим страшные орудия и измученное лицо Орлеанской девы.

Наконец, приговор и костер. Белые птицы взлетают над площадью Старого рынка — словно душа Жанны поднимается на небеса. Молодой священник держит крест так, чтобы Жанна могла его видеть. Как тут не вспомнить фильм Глеба Панфилова «Начало», где молодая Инна Чурикова снимается как раз в роли Жанны д’Арк, и наступает момент, когда она кричит:

— Крест! Дайте крест!

…По документам последним криком Жанны д’Арк на костре было: «Иисус!»

Во французском фильме, когда Жанна уже мертва, старик из толпы, собравшейся на площади у костра, говорит:

— Вы сожгли святую!

…Известно, что актриса Рене Фальконетти после съемок в фильме «Страсти Жанны д’Арк» даже лечилась в психиатрической больнице — столь тяжелой оказалась для нее нагрузка. К счастью, она вылечилась и потом еще долго и прекрасно играла на театральной сцене.

А мы увидели в этом фильме инквизицию в ее страшном обличье, крупным планом. Не так давно, в 2000 году, папа Иоанн Павел II впервые в истории публично попросил прощения за преступления инквизиции. В ватиканском Соборе Святого Петра понтифик сказал, что католическая церковь не раз утверждала величие своей веры жестокостью и насилием, несовместимыми с учением Христа.

…В Русской Православной Церкви ничего подобного страшной истории Жанны д’Арк представить невозможно. Слава Богу!

«В четверг и больше никогда»

…Какой бы фильм мы ни смотрели, какую бы книгу ни читали, наступит-таки момент, когда кто-то из его героев или мы сами произносили: «Господи!..» или «О, Господи!..» И в жизни так же. Понимала ли я в советское время, что это произносилось в большинстве случаев словно бы невольно? Ведь и сама не была крещена, и в Бога не верила, как и мои родители. Но ведь произносилось! Значит, в ситуации тяжелой, крайней человек невольно тянется к Богу.

Фильм «В четверг и больше никогда» снят режиссером Анатолием Эфросом в 1977 году по киносценарию «Заповедник» Андрея Битова.

Вот что говорил во вступительном слове перед показом в нашем киноклубе Юрий Николаевич Алексеев:

— Это, пожалуй, самый трудный фильм для постижения его смысла из всех, просмотренных нами. Эфрос — режиссер со своим особым языком. В драматических произведениях он старался докопаться, продираясь сквозь тексты монологов и диалогов персонажей, до сути их отношений. Потому в этом фильме особенно важно ловить каждое слово, каждый жест, каждую интонацию.

Чтобы приоткрыть особый язык Эфроса, я хочу обратить ваше внимание на один маленький эпизод. Иван Модестович, которого играет Иннокентий Смоктуновский, знакомя приезжего фотокорреспондента с заповедником и восхищаясь его удаленностью от цивилизации, говорит ему: «Эта река отделяет нас от большого цивилизованного мира…» И тут же осекается, потому что цивилизованный мир напоминает о своей близости гулом пролетающего над ними самолета.

— Несомненно, — продолжал Юрий Николаевич, — еще одним автором этого фильма является исполнитель главной роли Сережи Олег Даль. Он редко бывал доволен своими актерскими работами, а вот эту считал принципиально важной. В его дневнике есть запись: «Такие фильмы делают талантливым мир… Я сделал то, что хотел, и открыл проблему». При первом рассмотрении может показаться, что фильм словно бы вписывается в тему лишнего человека. Ранее Олег Даль сыграл Лаевского в фильме «Плохой хороший человек», а после — Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» по Александру Вампилову. А еще на эту тему есть фильм «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли.

И таких людей с омертвленной душой, отказавшихся от духовных ценностей, уже тогда было очень много. Олег Даль так погрузился в свою роль, что рассказанную им историю о предательстве человеком змеи Эфрос включил в фильм. Авторы киноленты предвидели беду уже тогда. Беду, которая исходит от своевольных и незрелых личностей, от их вседозволенности, для людей, природы, да и всей планеты.

Авторы дали точное название фильму. В этот неповторимый и непоправимый четверг главный герой убьет ручную косулю, разрушит хрупкий мир обитателей заповедника.

А я на обсуждении фильма говорила о звукоряде, о струнных квартетах Дмитрия Шостаковича — отчаянных, жестких, где непременен жалобный голос виолончели. Любой музыкант знает, что виолончель сродни человеческому голосу. Убийство ручной косули и происходит в фильме под звучание Allegretto из Фортепианного трио №2 ми минор, написанного Шостаковичем в 1944 году в память об умершем тогда выдающемся музыковеде, искусствоведе И.И. Соллертинском.

В сценарии Андрея Битова герой Даля, разомлев в бане, произносит слова из Апокалипсиса: «И ангелу Лаодикийской церкви напиши [...] ни холоден он, ни горяч…» Теплохладность Сергея и убивает всё вокруг.

И вот тогда возникает это неизбывное: «Господи!..»

* * *

Я рассказала только о двух фильмах, которые мы видели и обсуждали в нашем киноклубе. Выбрала специально для нашей рубрики «Православная страница». Но у нас идут самые разные киноленты. Мы выбираем лучшее — шедевры. И приглашаем всех. Разумеется, бесплатный наш киноклуб.

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

***

Сейчас идут дни Великого поста. А Пасха, Светлое Христово Воскресение, в нынешнем году ранняя — 8 апреля.

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2018. — № 2. — С. 16 - 17