Светлая седмица и другие дни

«Воскресения день…»

Нынешний номер нашей газеты выйдет, когда уже подходит к концу Великий пост, наступает Страстная неделя, где каждый день — свят, наполнен особым благоговением и нашим душевным участием в событиях, происходивших две тысячи лет назад. Мысленно идем мы путем крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. А Светлое Христово Воскресение — Пасха, наступит 8 апреля.

…И зазвучит радостно:

— Христос Воскресе!

И ответно, радостно:

— Воистину Воскресе!

Священники в храмах, сменяя друг друга, станут поздравлять прихожан, каждый — на свой лад: кто громче, кто тише, кто строже, кто весело:

— Христос Воскресе!

Самые добрые слова. Говорят же: Пасха — праздников праздник, торжество из торжеств!

«Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» — эти слова из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла (1 Кор. 15:55) мы вспоминаем в Пасхальную ночь.

А дальше пойдет первая Пасхальная неделя — Светлая седмица. 15 апреля — Антипасха, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Вторник второй недели, 17 апреля, — Радоница, День поминовения усопших.

…Вы знаете, первой книгой о Пасхе для меня стала книга Александра Меня, священника, убиенного осенью 1990 года.

Сейчас есть много других книг, и очень хороших, но именно разъяснения отца Александра приблизили меня к вере. Училась-то я на факультете журналистики МГУ в 60—70-е годы, у нас предмет такой был — основы научного атеизма. Поэтому в книгу Александра Меня вчитывалась, ведь все мне было не известно. Вот он описывает Пасхальное богослужение:

«Гремит пасхальный тропарь:

	Христос воскресе из мертвых,
	Смертию смерть поправ
	И сущим во гробех
	Живот даровав».
	

То есть, даровав жизнь и тем, кто во гробах, тем, кто умер.

Когда образованнейший человек (а таким был отец Александр Мень) объясняет: верьте Пасхе, верьте Священному Писанию — смерти нет, это меня, выросшую в атеизме, потрясло.

Далее читаем: «Незабываемые мгновения. Храм украшен, причт в светлых ризах, все залито светом. "Миром Господу помолимся…" — начинается Великая ектения. А за ней, подобные перезвону праздничных колоколов, звучат песнопения пасхального канона: "Воскресения день…"

Один за другим выходят священники из алтаря возвещать радость Воскресения народу, стихи канона несутся, как быстрые волны, они ритмичны, полны огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни. После каждой песни канона — малая ектения, а в заключение поются стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог…"».

«Верующие и колеблющиеся…»

А чуть раньше отец Александр Мень писал:

«Идут старые и молодые, верующие и колеблющиеся. До вечера обходят священники столы, на которых разложены золотистые куличи, творожные пасхи, крашеные яйца…»

Да, так было и при советской власти: верующие и колеблющиеся, а яички крашеные были, ну, у большинства. Не у всех, правда, освященные. И даже в нашей атеистической семье (а крещение я приняла, уже будучи очень взрослым человеком).

Вот и посоветую колеблющимся: Вы не только крашеное да освященное пасхальное яйцо примите и сами такое подарите, но в храм пойдите. Начнутся дорогие дни — Светлая Пасхальная седмица. Поклонитесь, поставьте свечу к праздничной иконе. В церкви есть выражение «к празднику». Праздничная икона лежит на аналое, посреди храма. Кто молитв не знает, пусть запомнит короткую Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

В храме молиться трудно, я знаю это, у меня долго не получалось. Дома, перед иконочками, молилась, а в храме — словно немела. Пройдет. У меня на это годы ушли, да и до сих пор, случается, оробеешь в церкви или отвлечет тебя что-то. Бывает, запнешься.

Вторая неделя по Пасхе

— Почему называется Антипасха? – спрашиваю настоятеля нашего прихода протоиерея отца Сергия Косых.

— Потому что через неделю после Пасхи, и получается: один праздник напротив другого.

Был один из апостолов, Фома. Он, единственный из учеников, не поверил в воскресение Христа, пока не увидел Его, не прикоснулся к Нему.

«Второе воскресенье после Пасхи, — пишет отец Александр Мень, — называется Фоминым. В церкви читают о сомнениях апостола Фомы, о его желании видеть Воскресшего, о том, как Христос явился ему, сказав: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20:26—29). Эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что у веры есть свое духовное зрение, которое проникает через завесу видимого и осязаемого.

Во вторник Фоминой седмицы — пасхальное поминовение усопших, "Радоница".

Отец Сергий уже говорил на страницах «Политехника», что на Пасху кладбище не посещают. В этот день место верующего человека — в храме.

— Нельзя пить и закусывать на кладбище, — говорит отец Сергий, — нельзя ставить на могилу рюмку водки и закуску «для усопшего», нельзя лить водку на могилу. Другое дело: постоять с зажженными свечами, помолиться, побеседовать тихо о покойном, вспомнить что-то доброе из его земной жизни. Не забывайте, что нужна и молитва в Церкви, а не только домашняя молитва. Придите в церковную лавку храма — там запишут имена усопших, которых Вы хотите помянуть или отслужить по ним панихиду.

— Обычай посещения кладбища на Пасху, — поясняет отец Сергий, — возник в советское время, когда людям хотелось как-то отметить праздник, а в церковь нельзя. Да и мало было церквей. На Пасху православный человек должен идти не на кладбище, а в храм.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

В нынешнем году на Преполовение Пятидесятницы (значит, половина времени от Пасхи до Дня Святаго Духа, Троицы) приходится самый великий и дорогой праздник нашей страны — День Победы. В церковном календаре — день Поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Об этом будет у нас с Вами разговор, как всегда, в праздничном номере «Политехника», посвященном 9 Мая.

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2018. — № 3. — С. 16 - 17