Елена Александровна Чиграй,
старший преподаватель ЛГТУ
и Анна Александровна Чиграй,
психолог
(г. Липецк, Россия)


Чиграй Е. А.

ДУХОВНЫЕ, ДУШЕВНЫЕ И ПЛОТСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Святоотеческое богословие рассматривает человека в трех аспектах, в трех состояниях. Во-первых, говорит о человеке первозданном, во–вторых — о человеке падшем и в-третьих ¬— о человеке искупленном, идущем путем к преображению.

Отцы Церкви говорят о человеке с интонацией глубокого изумления. Если благоговеет человек перед Богом, также он благоговеет и трепещет перед величием того, что Богом создано. И человек как наивысшее из творений Божиих представляет одну из самых значительных загадок для самого себя.

Православная антропология принимает за основу трехсоставность человека: дух, душа и тело. Дух есть начало целостности и органической иерархичности в человеке.

В человеке все личностно, целостно, в этой целостности неповторимо и абсолютно единично. Эта целостность осмысливается через иерархическую конституцию человека. Иерархичность состоит в примате духа (движение от высшего — к низшему, что является необходимым условием развития от низшего к высшему).

Дух есть средоточие, живая сердцевина человека, истинный центр, основа индивидуальности человека, его метафизическое ядро. Духовная жизнь имеет печать Высшего Начала.

Тело. Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела, по сути своей она мало отличается от жизни животных. То есть инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг его (тела) интересов.

Душа. Одна из частей человеческого состава неким таинственным образом связанная с телом и духом. С одной стороны, тело человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих телесно-соматических удовольствий. Это рождает дурные произволения души покорность простому биологическому инстинкту. Душа становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом. С другой стороны, душа обладает способностью слышать зов Божий, принимать законы духа. Душа нужна духу, но «не запуганная, задерганная и психически полубольная, а обращенная, узревшая прекрасность высших вещей». «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь» (Никодим Святогорец). В этом единстве — здоровье норма человеческой жизни.

Целостность человека, в силу иерархичности его строения, — возможна. Когда дух наш находится в плену низших влечений (через влечения психофизического характера), целостность не нарушается, но закон жизни искажается. То есть создается в нас возможность духовной жизни «светлой» и «темной». Часто мы даже и не подозреваем о нашей духовности (думаем, что живем эмпирическим сознанием). Область духа — как сверхвременное и внепричинное в нас определяет и связывает, онтологически скрепляет все процессы в психике.

Мы созданы по образу и подобию Божию, а когда потеряли их, снова воссоздаемся в тот же образ и подобие в Господе Спасителе — в чем все существо спасения. Образ и подобие Божие не относятся к телу, а относятся к душе. Образ Божий состоит в естестве души, а подобие — в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах.

То, что душа наша невещественна, проста, духовна, бессмертна и разумно свободна — это относится к образу Божию. Когда она должным употреблением разума и свободы познает истину и станет искренно содержать ее, сердце же украсит всякими добродетелями, как то: кротостью, милосердием, воздержанием, миролюбием, терпением и т.д., тогда эти качества составят в ней подобие Богу.

Когда человек вышел из рук Творца, тогда образ Божий в нем был чист и совершенен, и Богоподобие полно. Когда пал человек, то образ и подобие Божии испортились, исказились, омрачились. Вместо добродетелей пришли страсти и пороки и стали вытеснять их: вместо истины вошла в ум ложь, разум стал слаб к познанию различения истины и добра, свобода стала связана дурными склонностями и привычками; в своем естестве душа огрубела, предавшись чувственности и плотским наслаждениям. Исправление же происходит через принятие верою слова истины, содержимого святой Церковью, и, получая благодать через святые ее Таинства, человек облекается в образ Христа Спасителя, а через это — в образ Божий, силой которого достигается потом и подобие.

Одним из самых ярких свойств богоподобия человека является свобода. Это по-настоящему духовное свойство, ибо оно не может принадлежать природе. Природа (природа телесная) человека детерминирует человеческое бытие. Дух делает человека свободным, ибо по духу человек принадлежит иному миру, и этот мир Божий. Бог пожелал, чтобы человек даже в грешном бытии оставался свободным. Свобода — самое загадочное свойство человека. Без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова. Бог, создав человека разумным и свободным, не хочет его насильственного спасения. Свобода приводит человека к выбору, и выбор может быть ко злу, но и добродетель без свободы невозможна. «Человек был устроен в подобие Божественной природе, сохраняя уподобление Божеству и в отношении прочих благ, и в отношении свободного выбора» (Святитель Григорий Нисский). Свобода возносит человека над всем прочим тварным миром, придает человеку уникальность и сопричастность к нетварному миру. Свобода — необходимейшее качество личностного становления, творчества, духовной победы над пороком. Свобода должна пониматься в нескольких ракурсах. Во-первых, — свобода духовная, как превосходство над плотью и материей. Во-вторых, — свобода предметного выбора, решение произвольное и разумное. В-третьих, — свобода нравственного выбора, выбора добра или зла. В целом свобода — дар, не порабощенный грехом, сохранившийся и после грехопадения, что обличает его вышеестественное происхождение. Свобода — по существу своему есть именно свобода духовная. Тело несвободно — подчинено законам природы, оно может не знать о них, но освободиться от них — никогда. Несвободна и душа, так как таинственным образом связана с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Душа имеет свою природу, которая имеет свои законы, душа подчиняется им и не может изменить их по своему произволению.

И только духу доступна свобода, так как дух — это сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар усилить себя, преодолеть в себе то, что отвергается. Дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Освободить себя силой дух — значит быть сильней влечений, прихотей, стать господином своих страстей, духовно их облагородить, направить на служение духу. Процесс «добывания» своей внутренней свободы может поставить человека в конфликт с потребностями тела и душевными влечениями. Внутренняя свобода дает власть над душой и телом.

В святом крещении человек умирает для жизни плотской и греховной и возрождается от Духа Святого для жизни духовной и святой, то есть получает силу жить духовно и свято. Через эту силу в нем восстанавливается образ Божий. А подобие Божие отображается постепенно, когда человек начинает упражнять принятую им в крещении силу. Когда таким образом он ум свой исполнит ведением всякой истины Божией, а душу украсит всякою добродетелью, тогда станет и богоподобен.