Уполномоченный по работе
с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми
Липецкой и Елецкой епархии,
кандидат богословия
протоиерей Андрей Суриков


Суриков А.

Духовно-нравственные причины распространения алкоголизма, СПИД и наркомании - болевых точек демографического кризиса в современном обществе

Мы все сегодня здесь собрались, взволнованные кризисом современного общества. Население российского государства сокращается, в виду особых причин. Несмотря на все действия правительства, Президента, проблема рождаемости, хотя и меньше сегодня, но существенна.

Молодые семьи часто не хотят иметь детей, а если и решаются на такой шаг, то в планах обсуждается всего лишь один ребенок. Тяжелые недуги, терзая, вклиниваются в семейное благополучие. Нередко видится разрушение семей, и ни о каких детях уже и речи быть не может. Молодые люди не в состоянии создавать крепкую семью. Многим сегодня легче жить так называемым «гражданским браком» не связывая себя ответственностями. Выбирая свою вторую половину, люди все чаще не уверены в близком человеке.

Что же случилось с современным человеком?

Почему разрушается институт семьи?

В чем причины нестроения?

Как священник хочу указать на духовные причины названной проблемы, но, учитывая специализацию собравшейся аудитории, предлагаю рассмотреть ее со стороны болезни. Ибо сказал Христос: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» [Мф. 9:12]. К сожалению, многие только в болезни вспоминают о духовном враче.

Болезнь можно воспринимать как время самопроверки, время размышления о пройденных этапах жизни, оценки этих этапов с позиции нравственности с позиции Заповедей Божиих, время покаяния. Необходимо помнить, что все от Бога — и болезнь, и здоровье — и Господь не пошлет искушение сверх меры наших сил. «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» [1 Кор. 10, 13]

Останавливаются мысли уныния, когда мы вспоминаем наставления апостола Павла и Варнавы: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» [Деян. 14:22]. Но, к сожалению, в современном мире забыты наставления апостолов. Годы атеизма не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и созданную Им Церковь. В практической врачебной деятельности нередки ситуации, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (здесь в большей степени имеются в виду крещеные, православные). В болезни человек очень тяготится своим самочувствием, его обуревают уныние и печали, доходящие до отчаяния. А ведь в дореволюционных лечебницах в палатах горели лампады и приходящий лечить врач, прежде всего, спрашивал: «как давно вы исповедовались и причащались?» (1).

Именно размышление о жизни своей требуется, прежде всего, от болящего. Причины болезни могут быть различными. Так св. авва Дорофей говорит «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение» (2).

Итак, болезнь мы понимаем как назидание нам за наши согрешения. Чтобы продуктивно лечить тело, необходимо лечить и душу. В большинстве случаев именно болезнь останавливает нас от разгула собственных страстей, а страсти наши и есть пульсирующие болевые точки, мешающие созиданию здоровой, плодотворной семьи.

Страсть в Православной Церкви понимается как греховное влечение, от которого человек не может избавиться своими силами.

Алкоголизм сегодня — одна из самых распространенных греховных страстей, ведущая за собой множество нестроений в первую очередь семейной жизни. За алкоголизмом, как правило, стоит инспирирующая эту болезнь темная духовная сущность, и от этой нечисти с помощью медицины избавиться невозможно. И если не приступать к духовному исцелению в Богоданной лечебнице — Православной Церкви, то добиться полного исцеления от пристрастия к алкоголю не избавиться (3).

Человек — это своего рода духовный сосуд, тем более что такое сравнение употребляется в Священном Писании неоднократно. Например: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения...» [1 Фес. 4, 3—4]; «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке...» [2 Тим. 2:21—22].

Мужа и жену можно уподобить двум сообщающимся сосудам. Как известно, в сообщающихся сосудах уровень заполняющей их жидкости одинаков. Так и в семье: духовный уровень покрова Божественной благодатью оказывается одинаковым у обоих супругов.

Более того, любое изменение этого уровня в одном из супругов-сосудов неизменно оказывает соответствующее влияние на другого. Когда один из супругов, согрешая, в какой-то мере лишается за свой грех Божией благодати, это мгновенно сказывается и на другом, поскольку подает общий уровень благодатной энергии семьи. А если есть дети, то это отражается и на них (4).

Это объяснение можно применить к непонятному многим утверждению, что дети страдают за грехи родителей. «Грех даже одного из родителей (особенно смертный) обязательно понижает единый для всей семьи, общий потенциал нетварной Божественной энергии (благодати), что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабейших членах единого тела семьи, лишая их и всех других членов семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил» (5).

В конце ХХ века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира столкнулись с эпидемией ВИЧ.

Тема нашего сегодняшнего собрания — демография. Так давайте посмотрим, кого сегодня поражает ВИЧ, — это демографически активное население.

И самое страшное, что питательной средой для эпидемии являются асоциальные и аморальные формы поведения. Распространение потребления наркотиков. Беспорядочные половые связи.

Сегодня фраза: «Секс до брака — грех» вызывает у молодежи улыбки. Только вдумайтесь в это, мы смеемся над смертным грехом. Сердце современного человека не трогают Заповеди Божии. Следствие этого равнодушия — страшная болезнь. Заболевание, поначалу распространенное среди «групп риска», постепенно охватывает все большие слои общества.

Первопричина распространения эпидемии в нас, в наших достижениях мы достигли невиданного доселе распространения греха и беззакония, утратили совершенно нравственные ориентиры. Духовные ценности для нас стали пустым звуком. Последовательное развитие этих духовно-нравственных недугов приведет нас к еще более тяжелым последствиям.

Утрата духовности привела уже нас к тому, что мы пытаемся заменить духовность какими-то суррогатами. Находясь в духовном вакууме, человек пытается восполнить его тем, что ему предлагают. Сегодняшнее распространение наркотиков ни для кого не секрет. В каждом дворе даже нашего города есть молодые люди, опьяненные очередной дозой психоактивного вещества. Священники, окормляющие наркоманов, считают основной причиной распространения наркотиков отсутствие у молодых граждан России способности противостоять соблазну в широком смысле этого слова. Страсть наркомании слагается из нескольких страстей:

- чревоугодия;

- блуда;

- уныния.

В советское время этого не требовалось — соблазны в обществе ввиду отсутствия бизнеса и рекламы не культивировались, поэтому воспитание в семье и школе не ставило задачей дать подрастающему поколению понятие о воздержании.

С раннего возраста молодой человек познает многие тяжкие грехи. Совершая их, не знает, что делать с вновь приобретенными негативными знаниями. Духовно наставить его не могут ни родители, ни преподаватели, ни те, кому он доверяет, потому как сами не имеют духовного опыта. Неизбежно подросток испытывает тяжкое внутреннее состояние, не осознавая его. Нераскаянные грехи давят тяжелой глыбой. Чувство внутреннего дискомфорта побуждает искать средство, облегчающее эту тяжесть.

Сегодня мы пришли к тому, что наше воспитание не готовит подростка к сопротивлению соблазнам современного общества. Сегодняшний подросток не научен чувствовать грани между добродетелью и грехом не умеет врачевать душевные раны исповедью. Молодые люди перестали видеть ценность семейных отношений. Гораздо легче сегодня мыслится жить «гражданским браком» — в блуде, не имея детей, ответственностей и обязательств. Нам нравится потреблять друг друга в свое удовольствие. Понятие жертвенной любви (жизни не ради себя) стало чуждым.

Есть в России программа «Уроки нравственного здоровья», разработанная педагогами, психологами, врачами Региональной общественной организации «Трезвость», учеными НИИ возрастной физиологии РАО и лабораторией нравственной педагогики священника Анатолия Гармаева. Так вот, ученые пришли к единодушному выводу: для того, чтобы дети не употребляли алкоголь, табак, наркотики, нужно воспитать у них целомудрие (6).

Такой вывод соответствует традициям православного воспитания. Целомудрие мы понимаем не только как запрет на блуд до брака, это умение воздержания от всякого греха от искушения вкусить запретный плод, как бы внешне он ни был сладок. Целомудрие — это возможность преодоления болевых точек демографического кризиса в современном обществе.

***

(1) Священник Сергий Филимонов Православная Церковь и современная медицина. — СПб., 2000. — С. 97.

(2) Во исцеление души и тела. Святые отцы о перенесении болезней. — М.: «Ковчег», 2007. — С. 13.

(3) Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков. Как победить алкоголизм. — «Православный паломник-М», 2002. — С. 69.

(4) Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков. Как победить алкоголизм. — «Православный паломник-М», 2002. — С. 76.

(5 )Уроки «вологодского дела» // Сборник статей. — М.: Христианская литература, 2000. — С. 51—52.

(6 )Плешкова Г.В. Хранить чистоту сердца // Трезвение. 2001. №3. С. 2.

***

Литература:

  1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. — Издательство Московской Патриархии, 1979.
  2. Во исцеление души и тела. Святые отцы о перенесении болезней. — М.: «Ковчег», 2007.
  3. Плешкова Г.В. Хранить чистоту сердца // Трезвение. 2001. №3.
  4. Священник Сергий Филимонов Православная Церковь и современная медицина — СПб., 2000.
  5. Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков. Как победить алкоголизм. — «Православный паломник-М», 2002.
  6. Уроки «вологодского дела» // Сборник статей. — М.: Христианская литература, 2000.