Протоиерей Сергий Косых,
настоятель прихода храма
преподобного Сергия Радонежского,
руководитель медицинского отдела
Липецкой епархии,
кандидат технических наук
(г. Липецк, Россия)


Косых С.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ — ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

В этом году мы торжественно отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского, величайшего молитвенника земли русской. По слову святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «преподобный Сергий является величайшим примером для всех нас, для Церкви, для народа нашего — примером того, как в личности человека могут осуществиться божественные заповеди, как человек, обладающий слабостями и болезнями, связанный физическим бытием этого мира, обретает ангелоподобие».

Нам известна притча о талантах, в которой говорится, как один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому — два, иному — один. Каждому — по его силе. Из притчи также известно, что одни рабы преумножили полученные таланты, а другой закопал полученный от господина своего талант в землю. В результате этот лукавый раб лишил своего господина прибыли и лишился сам всего своего имения.

Преподобный Сергий потому и является для нас величайшим примером, что он преумножил полученные им от Бога таланты и вошел в радость Господа своего. Как же ему это удалось? Постом, молитвой, уединением. Казалось, что он удалился от жизни, уединившись в дремучем лесу, ушел туда со старшим братом Стефаном, а потом остался один — Стефан не выдержал суровых условий жизни. Только медведь приходил к преподобному, и тот делился с ним хлебом. Но это уединение в лесу не было удалением от жизни. Преподобный удалился от суеты и приблизился к Богу, который сказал: Я есть путь, Я есть истина, Я есть жизнь. Преподобный всегда искал помощи Божией. Мы помним, как в детстве отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий, отставал от своих братьев и сверстников в учении и как чудесно стал преуспевать в учении после встречи с таинственным черноризцем, саном пресвитера. «По Божиему усмотрению, — как об этом повествует Епифаний Премудрый, автор «Жития преподобного Сергия Радонежского», — требовалось, чтобы он получил книжное учение от Бога, а не от людей». Господь всегда щедро наделяет всех, кто не ищет своего, а ищет Божиего водительства. Господь открыл отроку Варфоломею не только книжное учение, но, как об этом писал Константин Константинович Случевский, «он предвидел еще не существующую Россию». Духовная деятельность преподобного Сергия способствовала строительству мощного русского государства и зарождению московского единодержавия, укрепленного православной верой. Подпись преподобного Сергия красуется на знаменитом завещании Дмитрия Донского, определившего переход престолонаследия от отца к сыну. А это уже действие государственного уровня, поскольку уничтожалась удельная система, в силу которой престолонаследие переходило не от отца к сыну, а к старшему в роду.

         Преподобный не искал мирской славы, не желал он быть и игуменом основанной им Троицкой обители и по настоянию братии обители отправился к святителю Афанасию испросить себе и братии духовного наставника. Преподобному было тогда 35 лет, он не имел никакого официального значения, но была известна многим его богоугодная жизнь. В том числе и святителю Афанасию, которого оставил вместо себя митрополит всея Руси Алексий в период своей поездки в Царьград. Святитель Афанасий тепло принял преподобного Сергия, беседовал с ним о духовных делах обители, о братии. Когда закончилась беседа, преподобный стал умолять святителя дать обители игумена — наставника душам монахов. И услышал в ответ из уст святителя: Да будешь ты отцом и игуменом братии. Преподобный долго отказывался от предложения святителя Афанасия, ссылаясь на свое несовершенство, пока не услышал от него: «Возлюбленный! Всем обладаешь ты, а послушания нет у тебя». Отец Сергий поклонился и ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет». И все присутствующие сказали: «Аминь!»

          Так получила маленькая, затерянная в дремучих лесах Троицкая обитель отца и игумена братии, который стал игуменом и молитвенником земли Русской. В жизни преподобного много прекрасных, поучительных страниц. Однажды в монастыре закончили все съестные припасы. Не было ни хлеба, ни соли. Иноки голодали. Голодал и сам игумен обители, преподобный Сергий. Несмотря на голод, преподобный запрещал братии ходить по ближайшим селениям и собирать милостыню. Он говорил, что Господь знает их нужды, надо только молиться. Он имел твердую веру в том, что Господь поможет им. Находились и те, кто роптал и говорил: мы здесь все умрем от голода, кто нам поможет! Место ведь было глухое, да и селений не так много. Селения постоянно грабили татары. Проходит один день, второй, третий. Утром четвертого дня преподобный обратился к старцу по имени Даниил. Преподобный знал, что старец хотел пристроить к келии сени. Вот он и предложил свой труд старцу. Надо сказать, что преподобный был физически очень силен. Он был как бы за двух. Прекрасно владел и топором, и пилой. Однако старец Даниил сказал, что боится, что Сергий попросит у него слишком большую плату. Сергий спросил у старца, а нет ли у него гнилого хлеба. Даниил вынес решето с гнилым хлебом и сказал: «Вот все, что у меня есть». Преподобный согласился получить такую плату за свой труд и сказал, что прежде я сделаю сени, а потом приму пищу. Он трудился весь день. К вечеру сени были готовы. И он стал вкушать этот гнилой хлеб. И братия видела, как изо рта преподобного исходит «дым» от гнилого хлеба (это была пыльца плесени). Когда Сергий вкушал этот гнилой хлеб, прибегает монах, который охранял ворота обители, и говорит, что пришла подвода с хлебом. Он на радостях забыл открыть врата этой подводе. Сергий приказал открыть врата и собрал братию на молитву. Затем все стали вкушать пищу и забыли пригласить тех, кто привез им хлеб. Когда Сергий спросил: «А где же те, кто привез хлеб и от кого этот хлеб?» Иноки сказали, что они спрашивали, но те не отвечали и от еды отказались. Сергий еще раз послал братию с приглашением к тем, кто привез хлеб. Но те как-то незаметно исчезли. И Сергий сказал, что Господь действительно не оставляет тех, кто обращается к Нему с верою.

         В период жизни преподобного в обители она была очень бедной. Но преподобный знал, что на этом месте будет много иноков и обитель будет большой и красивой. И теперь на месте глухой лесной чащи Троицкой обители красуется Свято-Троицкая лавра.