Давыдова Ольга Викторовна,
врач акушер-гинеколог,
главный врач медицинского центра Меди 48
(г. Липецк)


Беляков С. Ю.

ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА НА НОВЕЙШИЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Всем нам известны достижения современных технологий, когда женщина, страдающая тем или иным заболеванием, приводящим к бесплодию, имеет надежду все-таки забеременеть. Пусть это оплодотворение произойдет в пробирке, пусть это подсаженный эмбрион, но они вынашиваются, рождаются. Но давайте возьмем другую сторону вопроса, с христианской точки зрения. Когда идет такое вмешательство в нормальный физиологический процесс, с моей точки зрения, это неправильно. Всё в природе имеет какие-то обусловленные друг другом причинно-следственные связи. Если Господь не дает детей супружеской паре, значит, есть какие-то причины для такого рода наказания. И люди, не обращаясь к духовной стороне этого вопроса, стремятся получить максимум возможного от современной медицины. Медицина и дает такую возможность. Но ведь духовная сторона вопроса здесь не рассматривается вообще! И вместо того, чтобы обратиться внутрь себя, в жизнь семьи, подумать, почему же такое происходит, а может, мы грешны (а это в подавляющем большинстве случаев так и бывает), может, мы не венчаны в браке, брак не освящен Господом Богом… Вот на эти причины большинство людей даже не обращает внимания.

Из всех пациентов, страдающих длительным бесплодием, которые ко мне приходили, они в подавляющем большинстве случаев даже не задумываются, что нужно повенчаться. И когда я задаю им этот вопрос, на лицах непомерное удивление: а разве это влияет? Конечно, влияет. И потом, когда мы в процессе беседы выясняем, откуда что берется, выясняется, что люди далеки от христианства в принципе. Иногда — в той или иной степени. И длительное бесплодие даже не подталкивает людей к тому, чтобы задуматься о проблеме с другой стороны со стороны христианства.

Теперь возьмем суррогатное материнство. Ведь здесь вообще даже не обязательно иметь жену для того, чтобы иметь дитя. С моей точки зрения, это ненормально. Возможно, это кому-то и помогает в жизни иметь детей, когда не получается сделать это естественным путем. Но мы уже имеем такие примеры, когда и жена-то особенно сильно не нужна. Вот господин Киркоров захотел иметь детей — пожалуйста! То есть, тут даже взаимоотношения между мужчиной и женщиной, когда любовь, отношения, семья, это даже не особо сильно нужно, чтобы суррогатная мать выносила дитя. Хотя теперь возьмем классический пример — женщина вообще не может иметь детей. Судьба так распорядилась — после оперативных вмешательств, вследствие каких-то других причин. И выносить ребенка может другая женщина. Посмотрим же эмоциональное состояние женщины, ставшей суррогатной матерью. Она подписывает контракт, то есть юридически там все красиво сделано, никаких претензий эта женщина на ребенка не имеет, она — лишь сосуд, в котором выращивается ребенок, за которого ей заплатили деньги. И никто не задумывается над чувствами этой женщины, над ее эмоциональным состоянием. Все-таки когда женщина вынашивает ребенка, она внутренне к нему привязана. Она его ждет, она его любит, она дарит ему свою энергию, нежность. И тут это выстраданное, выношенное дитя забирают, и больше она никогда не имеет возможности с ним увидеться. То есть, это нонсенс, это невозможно понять нормальному человеку. Но это вошло в нашу жизнь. И с точки зрения православного врача это неправильно. Все, что Господь дает, он дает естественным путем. И такие технологии, которые влияют на репродукцию человека, — это вмешательство в нормальный ход событий. Никто, конечно, еще не отслеживал судьбу таких детей с чисто житейской точки зрения их судьбу на протяжении длительного времени. Может быть, кто-то с течением времени задумается и над этим вопросом и проследит, как же складывается жизнь детей, зачатых в пробирке, выношенных суррогатными матерями, будет ли подобное появление на свет влиять на их путь.