Никуличева Елена Анатольевна,
клинический психолог Липецкого областного
наркологического диспансера, помощник
председателя ЛООО «Православное
общество «Трезвение» под небесным
покровительством св. преп. Сергия
Радонежского», а
(г. Липецк)


ТРЕЗВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В начале XX века в нашей стране пили меньше всех в мире, а сегодня — больше всех. Основная причина современного пьянства — религиозно-нравственная. Удаление от традиций духовно-нравственной жизни привело к потере верных понятий о нравственности, целомудрии, правде, справедливости, любви, добре.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» [1].

Зависимость с духовной точки зрения — это, прежде всего, духовная болезнь. Духовные причины алкогольной и других видов Зависимостей коренятся в утрате духовно-нравственных ориентиров человека.

Основным духовно-нравственным ориентиром в обществах с сакральной доминантой было понятие греха, которое сегодня целенаправленно размывается. Параллельно осуществляется насаждение оккультного, мистического, тоталитарного сектантского сознания. Тесная историческая взаимосвязь сект и наркотиков достаточно подробно описана в специальной литературе [2].

Распространению бездуховности в России оказала революция 1917 года, а затем августовская революция 1991 года. Если коммунисты выкинули первые 5 заповедей Господа, то демократы — все 10 заповедей, забывая, что «Законы свыше нам даны». Благодаря атеистической пропаганде силы зла достигли того, чего им не удавалось достичь со времен сотворения мира. Они убедили человека в том, что их не существует совсем. А раз нет дьявола, значит, нет искушений, нет греха. Если нет греха, значит человеку можно все. Ежедневные призывы в средствах массовой информации попробовать что-нибудь неизведанное и новое только укрепляют человека в этой уверенности [3].

Трезвость имеет свою точную духовную основу и противостоит не психоактивным веществам, а античеловечным духовным силам. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что пьянеть человек может не только от вина, но и от похоти, гнева и чревоугодия, тем самым утверждая, что причиной пьянства является духовно-нравственное состояние человека, через которое, по его произволению, проявляется греховная природа, приводимая в действие страстными влечениями.

Трезвости в духовном плане противостоит одержимость. Каждый человек — это поле боя невидимых сил добра (Ангелов) и зла (бесов). Помимо физического тела, у человека имеется рассудок и свободная воля. Господь не нарушает свободы выбора, не отнимает у человека его воли. Каждый сам выбирает, с кем ему быть: чтить Бога и исполнять Его заповеди, или служить сатане и поступать вопреки воле Господа. И если живем безнравственно, то, как пишут Святые Отцы, «становимся легкой добычей дьявола». Тогда человек, отдав свою волю дьяволу, становится одержимым.

Сегодня нам навязывается алкогольная одержимость как нормальное свойство русскою человека. А через алкогольную страсть навязываются и другие формы одержимости. Это ворота для наркотизации страны, половой распущенности, эмоциональной одержимости. А идет все от алкогольной зависимости.

Бесы удивительно изобретательны, чтобы захватить душу человека в свой плен. Сначала дьявол предложил человечеству алкоголь, затем — табак, а для ХХI века «разработал» более страшное оружие — наркотики. Дьявола называют обезьяной Бога, ибо сам он ничего создать не может, а извратить, испортить — вот его цель. Лукавый дух извратил сущность вина, превратив его в орудие гибели человека, в яд. Любой христианин знает, что вино используется в Таинстве Евхаристии, что первое чудо, которое совершил Иисус Христос, было превращение воды в вино на свадьбе в Кане. А во время Тайной Вечери Иисус Христос, подавая ученикам чашу с вином, сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

Пьяница и наркоман — человек, пойманный в сети дьявола, и ему самому трудно вырваться из этого плена. «Без Бога не до порога» — гласит народная мудрость, а потому от греховной страсти не освободит человека ни одно из самых дорогостоящих лекарств. Только постигая евангельские истины, святоотеческое учение, человек изменяется внутренне в соответствии с заповедями Господними и с тем евангельским благовестием, которое принес нам Христос. Речь идет о внутренней жизни человека, о бодрственном состоянии человека или как его называют, невидимой брани. Что это означает?

Духовное бодрствование — это постоянство внимания к своей внутренней жизни. Сущность бодрствования и одновременно его цель — в первую очередь, установление своего рода ограждения, препятствующего проникновению в христианскую душу чему-либо злому, иноприродному ей. Бодрствующая душа постоянно всматривается в себя и в свое окружение, ибо, стоит чуть задремать — и это чужое уже проникло [4].

Преподобный Нил Сорский понимает духовное бодрствование как противостояние овладению умом человеческим сначала помысла, потом прнлога, за которыми идут сочетание, сосложение, пленение. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», — пишет и апостол Петр (1 Пет. 5:8). Действительно, враг наш подстерегает нас повсюду и в каждое мгновение. Горе нам, если, забывшись хотя бы в каком-либо греховном невоздержании, хотя бы и незначительном, с точки зрения мира, мы подпадаем под его власть [4].

Преподобный Нил Сорский понимает духовное бодрствование как противостояние овладению умом человеческим сначала помысла, потом прнлога, за которыми идут сочетание, сосложение, пленение. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», — пишет и апостол Петр (1 Пет. 5:8). Действительно, враг наш подстерегает нас повсюду и в каждое мгновение. Горе нам, если, забывшись хотя бы в каком-либо греховном невоздержании, хотя бы и незначительном, с точки зрения мира, мы подпадаем под его власть [4].

Если человек вводит себя в нетрезвое состояние, то в духовном отношении он становится побежденным, и дьявол использует этот способ введения человека в состояние нетрезвости для того, чтобы овладеть душой человеческой.

Трезвение — это средство борьбы с нетрезвостью, с одной стороны, а с другой стороны — это есть процесс духовно-нравственного совершенствования. Трезвение является одним из условий и главных средств духовного совершенствования. Если человек не приобретает такого качества, то вряд ли он способен к духовному совершенствованию.

«Трезвость» и «трезвение» — слова, имеющие не только общий корень, но и единое внутреннее содержание. Трезвение — это особое состояние души, качественная характеристика внутреннего мира человека. Трезвость — одно из условий достижения такого состояния.

Трезвость, как естественное состояние личности, проявляется через здравомыслие, воздержание от алкоголя, прочих одурманивающих веществ и действий; это умеренность в потреблении пищи и пития, непрестанная бдительность над собой, охранение души и тела от скверных пожеланий и дел.

Трезвенное просвещение — это организационный процесс, формирующий трезвенное мировоззрение; это одно из важных условий духовно-нравственного формирования личности.

Мировоззрение человека напоминает многоэтажную пирамиду. Ее основание состоит из наиболее твердых убеждений, которые мы почти никогда не подвергаем сомнению, ибо они регулярно подтверждаются нашим личным опытом или очевидным опытом других. Следующий уровень состоит из веры в простые умозаключения, вытекающие из убеждений первого уровня. Убеждения каждого следующего уровня произрастают из убеждений предыдущего. Трезвенные убеждения, становясь незыблемыми для личности, определяют ее мировоззрение как осознанно трезвенное.

Формирование трезвенного мировоззрения взамен мировоззрения, основанного на зависимости, — это проявление позитивного процесса постоянно развивающейся системы личного отношения к миру.

Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4—5 человек из ближайшего окружения [V5], в связи с этим очень важно оградить молодежь от разрушительного влияния среды. Необходимо не только возвратиться к утерянным традициям трезвости, но и активно противостоять сложившимся за десятилетия в российском обществе алкогольным традициям. «Основной почвой для возникновения чрезмерною пьянства являются отрицательные явления микросоциальной среды, так называемые «алкогольные традиции»: привычка сопровождать выпивкой большие и малые события, представление о мужчине как обязательно много пьющем человеке и т.п.» [6].

Православие веками играло важную сдерживающую роль в отношении человека к алкоголю, строго регламентировало его потребление. Верующие люди связывали пьянство с грехопадением.

Отношение к пьянству как к страшному пороку и греху способствовало формированию у русскою народа традиций самоограничения и появлению императива трезвости «…пьяницы... —Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). В «Поучении» Владимира Мономаха сказано: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

Первую в русской истории проповедь «Слово о пьянстве» составил еще преподобный Феодосии Печерский в XI веке. В ней говорилось: «Пьянством — ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом».

Писал проповеди против пьянства и вел открытую борьбу с ним святитель Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая — Богу. Хочешь служить врагу — пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением — и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога».

В конце ХIХ—начале XX века государство и Церковь совместными усилиями, сумели выстроить комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и сумели достичь в этом поразительных результатов. Было создано организованное трезвенное движение, главной действующей силой которого была Русская Православная Церковь. Государство и Церковь сумели не только отрезвить и оздоровить общество, но и заложить такие социальные механизмы, которые обеспечили устойчивое и стабильное экономическое развитие.

Главный мотив трезвенного просвещения как духовно-нравственного действия, направленного в общество, опираясь на традиции Православия, можно сформулировать словами из Священного Писания «...идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Дуxa» (Мф. 28:19). Вот то, что Господь оставил Своим ученикам перед Своим Вознесением, и это Его наставление является во все века незыблемым, самым главным мотивом духовного и нравственного просвещения людей, всей деятельности нашей Православной Церкви.

В 2015 г. в Липецке создано «Православное общество «Трезвение» под небесным покровительством святого преподобного Сергия Радонежского». Целью Общества является утверждение трезвости, возрождение христианских добродетелей и правил благочестия, содействие людям в обретении опыта духовной и церковной жизни, противодействие распространению социальных пороков и оказание помощи страждущим в избавлении от зависимостей.

В деятельности общества «Трезвение» можно выделить III блока:

  • Блок № I. Просветительский.
  • Блок № II. Информационно-консультативный.
  • Блок № III. Реабилитационный.
В своих проповедях святейший Патриарх Кирилл часто подчеркивает, что противостоять соблазнам мира сего сегодня сможет только тот, кто имеет особую ЕВАНГЕЛЬСКУЮ мотивацию своих поступков, кто, по словам Спасителя, «в мире сем прелюбодейном и грешном» сможет отличить Правду от лжи, победив в себе искушения мира сего.

Сегодня мы находимся перед выбором: либо возрождение трезвости и утраченных православных ценностей, либо дальнейшее падение в пучину страстей и пороков. Если мы выбираем первый путь, то одной из главных задач для нас становится воспитание духовности как иммунитета к любым греховным воздействиям и трезвенное просвещение как основа нравственного и духовного возрождения.

Литература

  1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. — XI, 6. — Нижний Новгород, 2001. — 288 с.
  2. Духовные основы наркомании/под общ. ред. иеромонаха Анатолия (Берестова), — М.: 2002.
  3. Наркомания, гpex или болезнь? — М.: Даниловский благовестник, 2000. — 256 с.
  4. Пестов Николай Евграфович. Современная практика православного благочестия. Том 1.
  5. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения. — М.: Мысль, 1986. — 157 с.
  6. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. — М., «Знание», 1974. — 96 с. — С. 6.
  7. Научный семинар по разработке теории трезвенного просвещения «Трезвость, трезвение, трезвенное мировоззрение». — Сборник материалов II сессии. г. Екатеринбург, ноябрь 2010 г. 46 с.