Конференция "Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация"
(7 августа 2007)


Давыдова О. В., заместитель главного врача ЧУ «Учебно-производственный и медико-профилактический Центр»

"Духовно-нравственные основы профессии акушера-гинеколога"

Представители самой гуманной специальности в медицине — врачи акушеры-гинекологи призваны оберегать здоровье женщины и помогать рождению новой жизни. Особенностью и благодатностью этой специальности является то, что акушер встречает «каждого человека, грядущего в мир». Умение врача, его руки участвуют в таинстве рождения новой жизни, освященном Святым Духом и Покровом Пресвятой Богородицы, и в момент мягких и радостных родов благодать Божия опускается на всех, кто находится рядом с роженицей. Значение тайны рождения, тайны начала новой жизни в полной мере раскрыто в радостном восклицании Евы при рождении первенца: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4; 1).

Образом акушера в Священном Писании являются повивальные бабки. Сохранились их имена — Шифра и Фуа (Исх. 1; 15). За полторы тысячи лет до Рождества Христова в Древнем Египте царь решил, что у него в стране живет слишком много народу, особенно евреев и приказал этим бабкам умерщвлять рождающихся мальчиков, чтобы ослабить народ и не допустить роста населения. Но, как повествует далее Библия, повивальные бабки отказались выполнять приказ царя, потому что «боялись Бога» (Исх. 1; 17). За это Бог награждал бабок благополучием и «устроял домы их» (Исх. 1; 21).

Несмотря на тяжелый труд в родильном доме, когда требуется огромная концентрация внимания в короткий промежуток времени, подчас даже интуиция, врачи акушеры-гинекологи с удовольствием выполняют эту работу. Мы получаем огромное удовлетворение от сопричастности к процессу рождения ребенка, от счастья женщины и ее родственников.

Зарождение новой жизни человеческого существа является даром Божиим. Священное Писание описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Псалом 138; 13, 15—16). «Я образовал тебя во чреве… и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1; 5—6) — сказал Господь пророку Иеремии.

Всякое посягательство на жизнь будущего человека преступно. Но как же быть врачу, если женщина желает прервать беременность? Я, как врач акушер-гинеколог, не помню в своей практике случая, когда женщина отказалась бы прерывать беременность, мотивируя тем, что аборт — это грех. В настоящее время христианские истины не берутся во внимание при решении вопроса о сохранении или прерывании беременности. Подчас женщина не вполне понимает всю серьезность своего решения прервать беременность, не представляя до конца последствий для ее личного здоровья и для ее женской судьбы. Я, как и большинство моих коллег, делаю все возможное, чтобы сохранить маленькую жизнь. И не только потому, что демографическая ситуация в России критическая, а еще и потому, что направив женщину на аборт, я чувствую свою личную причастность к убийству человеческого существа. Исполняя свои функциональные обязанности, я вынуждена делить этот грех с женщиной, которая сознательно идет на уничтожение своего ребенка.

Причины, лежащие в основе решения женщины прервать беременность, могут быть морально-этическими или социальными.

1. Беременность вне брака

Эту причину обычно называют юные женщины, лишь недавно начавшие жить половой жизнью и плохо информированные о современных методах контрацепции. Статистические данные показывают, что примерно 17,5 % учениц старших классов уже живут половой жизнью. Это высокий процент, указывающий на достаточно низкий уровень морали молодого поколения. Но стоит ли обвинять только самих молодых девушек? В основе этого явления — недостаточность воспитания в семье (немного можно найти мам, обучающих своих детей Заповедям Божиим или молитвам). В школе основной упор делается на получение знаний по предметам, и уж точно никто из преподавателей не учит христианскому смирению. Из средств массовой информации дети видят пропаганду насилия и секса, и, конечно, желают попробовать «взрослой» жизни. Поэтому уже в довольно молодом возрасте женщина имеет опыт половой жизни подчас не с одним партнером и, как следствие, гинекологические заболевания. Хотелось бы, чтобы уже в школе были заложены основы духовно-нравственных устоев личности человека, что возможно путем совместной просветительской работы священнослужителей и педагогов.

В зрелом возрасте примерно 15 % женщин, состоящих на учете по беременности, решаются родить ребенка вне брака. Это женщины, обычно имеющие материальный достаток, но по различным причинам не желающие или не могущие создать полноценную семью. Они понимают необходимость иметь ребенка, чтобы осознать смысл своей жизни на Земле.

2. Низкий уровень жизни

Это достаточно спорная причина, ведь даже в войну, когда в стране было голодное время и очень низкий материальный уровень жизни, детей все же рожали. Однако именно недостаток финансов в семье останавливает многих родителей от рождения ребенка. Как правило, речь идет о втором и последующем ребенке. Хотя в последнее время постановление Правительства о выплатах за рождение второго ребенка дают надежду семье на получение определенной суммы от государства, и в женских консультациях заметно прибавилось женщин, беременных вторым ребенком.

3. Отсутствие жилья

Это — разновидность низкого уровня жизни, когда молодая семья не имеет возможности жить самостоятельно и вынуждена проживать под одной крышей с родителями. Единолично молодые люди не могут принять решение в сторону увеличения численности своей семьи ввиду зависимости от родителей. Государство начинает решать проблему жилья через ипотечное кредитование, но не все молодые семьи имеют возможность воспользоваться ипотекой, так как сумма первичного взноса достаточно высока.

Это — основные причины, приводящие женщину к принятию решения прервать беременность.

Даже само намерение матери прервать беременность опасно. Архимандрит Рафаил (Карелин) считает, что мысли матери об аборте заставляют плод содрогаться и формируют у него «комплекс убийцы». Когда мать лишь только думает, только решает вопрос об искусственном прерывании беременности, младенец как бы чувствует угрозу, у него учащается сердцебиение, движения становятся более активными. Бессознательные или осознанные враждебные импульсы против зачатого ребенка — это психологическое отклонение, противодействующее естественному материнскому инстинкту.

Материнство — это великий дар Господа, и те женщины, которые ценят данное счастье, любят своих детей, обретают полноту и высочайший смысл собственного бытия.

Несмотря ни на что, врач-гинеколог может ориентировать женщин на сохранение беременности и уважение к человеческой жизни. Практика проведения встреч будущих мам, состоящих на учете в нашем Центре, со священнослужителем показывает необходимость такой совместной духовно-воспитательной работы медика и священнослужителя.