Конференция "Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация"
(7 августа 2007)


Иеромонах Евфимий (Максименко), помощник благочинного Рождество-Богородицкого Задонского мужского монастыря, врач.

"Евангельская любовь — движущая сила жизни "

Тема моего доклада очень актуальна — для этого достаточно внимательно посмотреть на состояние современного общества. С переменами в жизни общества происходят и перемены в отношениях между людьми, меняются нравственные ориентиры. Развивается наука и техника, но это не означает, что развитие человеческой души идет в лучшую сторону. Человек часто ставит материальные ценности выше человеческих отношений. Что же лежит в основе правильного развития общества в целом и душевного благополучия отдельно взятого человека? Об этом и попытаюсь сказать в рамках дозволенного мне времени.

Понимание любви в человеческом сознании многогранно. У тех, кто считает любовь слабостью, пассивностью, понятие любви как «движущей силы жизни», возможно, вызовет недоумение. Но для тех, кто живет живой связью с Богом, это является неоспоримым фактом.

Обратимся к первым страницам истории человечества. Книга Бытия говорит нам, что Бог, движимый беспредельной любовью, сотворил мир и человека. Но Он не оставил человека на произвол судьбы, а, наоборот, промышляет о нем. Это выражается в том, что Творец водворяет человека в особо приготовленном, лучшем месте земли — «в саду Едемском» или в «раю сладости», который повелел хранить и возделывать. Для развития нравственных сил человека Бог даровал ему специальную заповедь, состоявшую в воздержании от вкушения плодов дерева познания добра и зла. Это должно было служить символом повиновения и покорности человека Богу, и выражало со стороны человека чувство любви, благодарности и преданности Богу. Иными словами можно сказать, что рай существовал до тех пор, пока царила любовь.

Любовь — связующее звено. Любовь — это основная предпосылка для существования и жизнедеятельности мира. К примеру, для того, чтобы автомобиль функционировал, покупателю необходимо соблюдать руководство и предписания изготовителя. Так возможно ли назвать слабостью правильное функционирование машины или какой-то другой техники? Можно ли охарактеризовать как слабость, как пассивную позицию в жизни попытку человека жить согласно своему предначертанию, согласно своему предназначению?

Что случилось в результате грехопадения, мы видим, читая дальше текст Ветхого Завета. Грех разрушил гармонию в человеке и рай превратился в долину плача. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена, — говорит преп. Макарий Египетский, — так и человек, подпав под власть темной ночи — диавола и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение. У него в смятении вся природа, душа, помыслы и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха».

Это пагубное и ужасное состояние человечества после грехопадения наложило отпечаток и на отношение человека:

- к Богу,

- к ближнему,

- к окружающим его творениям,

- к самому себе.

Любовь, которая была связующим звеном всего, потеряна. Грех изменил все естество в человеке и, если можно так сказать, всю его духовную физиологию.

Что мы видим сразу после грехопадения человека? Стыд, страх, отчуждение. И опять же, вместо того, чтобы скорее вернуться к любви, человек прячется от нее. Потеря, утрата рая приводит первого человека в состояние глубокой скорби, тоски, ностальгии о потерянном рае. Начинается блуждание и трагедия человека. Он пытается вновь обрести потерянный рай, утраченную любовь, но идет по ошибочному пути — пути самолюбия и эгоизма.

Человеческая любовь, отдаленная от Бога, порой принимает патологические, болезненные формы. Человек пытается заменить себе Бога. В раю человек имел одну опору — Бога. Теперь он пытается создать себе другие опоры:

- надеяние на самого себя, на свой разум,

- плотское родство и чувственные наслаждения,

- накопление материальных благ.

Но эти опоры ложны и человек сам страдает от такой подмены.

Человеческий эгоизм приобрел многогранные формы, что стало причиной зла. Эгоизм — это любовь в обратном направлении. Человек вместо того, чтобы предлагать себя другому для радости совместного общения, использует другого ради достижения полного разрыва и одиночества. Одиночество является болезнью нашего века, это та цена, которую мы платим за отречение от христианской любви.

На современного человека обрушивается огромный поток информации. Техника позволяет общаться, несмотря на огромные расстояния, но человек остается одиноким. И, мало того, это состояние все больше усугубляется. Мы видим, сколько трагических ситуаций вокруг нас. Человек порой не ценит даже собственную жизнь. А сколько непонимания в семье, которая является Малой Церковью! Человек мечется и не знает, ради чего живет, порой смутно представляет, что ждет его за чертой жизни.

Первые страницы человеческой истории запечатлены кровью Авеля, первая человеческая смерть была насильственной. С тех пор люди ищут способы и средства уничтожать себе подобных. Оружие от простых ножей эволюционировало до оружия массового поражения, психического воздействия на людей. История войн — это нескончаемый поток насилия, смерти, слез и горя. Болезненный эгоизм одного человека доводит до трагедии целую нацию.

И в этом положении Бог, Который есть Любовь, дает нам выход. Наивеличайшее Божественное решение — это послание на землю Сына Божия, Который становится человеком, таким же, как и мы, приносится в жертву с единственной целью — спасти всех и примирить людей с Богом, разрушить стену стыда, открыть врата рая.

Крест Христов в глазах неверующих является крайней слабостью и, по слову ап. Павла, «безумием». В действительности — это наивысшая степень силы, выражение совершенной любви. Это Божественный жест, который учит, что любовь в самом глубоком ее смысле есть отречение от самого себя, есть движение по направлению к другому человеку. Посредством креста человек может восстановить связь с Богом, с ближним и со всем творением вкупе. Расколотый мир может объединиться и снова стать одной семьей. Связующим звеном, движущей силой является любовь. Любовь — это отличительная черта христианина. Путь к Богу идет через другого человека. Невозможно приблизиться к Богу, если отношения и связь с другим человеком расстроены. Основанием этого являются слова Господни: «Любящий Меня соблюдает Мои заповеди (Ин. 14; 15). А сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» (Ин. 15; 12). Стало быть, не любящий ближнего не соблюдает заповедь. А не соблюдающий заповедь не может полюбить и Господа.

Примеры достижения такой любви можно найти, читая жития святых, жизнеописания подвижников благочестия. Уроки этой любви доходят к нам через творения и святых отцов и учителей Церкви.

Любовь проявляется и в том, что святые отцы не умолчали, а передали нам свои советы, наставления и утешения. Священномученик Поликарп Смирнский писал в своих посланиях первым христианам: «...имеющий любовь далек от всякого греха». Преподобный Антоний категоричен: «От нашего ближнего зависит жизнь или смерть. Если мы приобрели брата своего, то приобрели и Бога. Если мы искусили брата своего, то согрешили во Христе». Симеон Новый Богослов пишет: «В лице другого мы должны видеть Христа и должны испытывать такую любовь, чтобы быть готовыми даже пожертвовать за них своей жизнью». Святитель Иоанн Златоуст делает различие в любви: «Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей». Призывая преодолеть эгоизм, святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда приобретешь награду и за его любовь».

Одним из ярких примеров такой любви может послужить наш современник — святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Будучи юношей, он не мог решить, какую выбрать профессию: «И я решил, что не имею права заниматься тем, что мне нравится, но должен заниматься тем, что принесет пользу страждущим». И действительно, вся его жизнь — это отдача и самопожертвование. Он воочию увидел и пережил бесчеловечные пытки людей своего поколения, катастрофы, голод, смертельные эпидемии, различные способы давления и унижения... Он верил в христианскую любовь и был убежден, что все трагические неприятности и социальные катастрофы, свидетелем которых он стал, могут быть сглажены только христианской любовью.

Мне бы еще хотелось немного коснуться понятия «сердца». Ведь это понятие включает в себя явления психической и физической жизни, так как все в жизни исходит из него и возвращается к нему. В Библии понятия «сердце» и «душа» иногда заменяют друг друга. Священное Писание приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление совести, более того, сердце является центром жизни вообще — физической, духовной и душевной. Оно является центром во всех смыслах.

Таким образом, любовь есть выражение глубочайшей сущности личности, а центром любви является сердце. Мы любим не умом и не познанием, а сердцем. Ценности, сокровища духа мы воспринимаем сердцем: «Где сокровища ваша, там и сердце ваше» (Мф. 22; 23). Личность определяется тем, что любит и ненавидит.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы сказать, что любящий человек отдает и отдается, предлагает и предлагается, жертвует собой и пребывает живым. Эгоистичный, себялюбивый человек не прекращая берет, закрывается в себе, замыкается на своем эго и пребывает мертв. Он не способен ощутить силу и радость любви и отдачи.