Конференция "Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация"
(7 августа 2007)


Коростин М. И, главный врач Липецкого областного наркологического диспансера, главный нарколог области председатель Липецкого Общества православных врачей

"Пути возрождения православной медицины"

Медицина считается самой гуманной отраслью человеческого знания, объединяющей все человечество: она должна быть милосердной к больным и здоровым, к побежденным и победителям. Таким образом, назначение врачевания совпадает с христианскими ценностями милосердия.

На Руси медицина и православная вера были тесно связаны между собой, первые лазареты и аптеки создавались при монастырях. На основе главных положений православия формировалась нравственно-этическая база православной медицины — любовь и сострадание, самоотверженность и жертвенность, бескорыстие. В дальнейшем медицина сформировалась в самостоятельную сферу общественных отношений и стала светской, но православные традиции в ней сохранились. Русские врачи, такие как Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. Н. Павлов, открывали новые направления в науке, считались лучшими в мире.

В связи с особенностями нашей истории XX века нравственные преобразования сегодня связываются с обращением к забытым ценностям и традициям. Православный подход к медицине основан на понимании того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели лечения невозможно.

Понятие «медицина» включает в себя:

  • сложную систему общественных отношений: организацию здравоохранения, финансирование, обучение врачей;
  • процесс врачевания;
  • пациента как субъекта врачевания;
  • врача (медицинского работника), без участия которого излечение невозможно.

Православный человек любой специальности может и должен вести себя в своей повседневной работе как христианин. Медицина в этом отношении находится на «особом положении». Согласно сознательной русской медицинской традиции деятельность врача есть дело служения, а не дохода. Служение врача есть служение любви и сострадания, если этого нет, тогда врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. Пациент индивидуален по своему телесно-душевному составу и своеобразен по своей болезни. Именно таким видит его православный врач, лечит и любит как страдающего брата. Так воплощается евангельский принцип любви к ближнему. Таким образом, православный врач — профессионал, который старается жить и работать по христианским заповедям. Он обязан иметь духовный контакт с любым пациентом, быть, по мере сил и возможностей, его проводником в область неведомого пациенту миру веры, к которому нередко приводит болезнь (не впадая, конечно, в учительство), вовремя привлекая, с согласия больного, священника — для беседы, крещения, исповеди, причастия, соборования.

Следовательно, православное врачевание включает работу с больным врача и священника и требует деятельного участия самого пациента, стремящегося обрести понимание своей болезни, осознать свои грехи (покаяние в них), надежду на милосердие Божие. При этом важно отметить, что врач должен быть осторожен при общении с больным на уровне толкования вероучительных проблем (привлекая с этой целью священника), так и священник должен быть осторожным при тех или иных рекомендациях, лежащих уже в сфере компетенции врача («оперироваться — не оперироваться», пить или не пить «таблетки»). Нарушение этого правила ставит иногда врача в очень трудное положение.

Очевидно, что медицина в ее биологической адресованности не может считаться православной (в данном понимании нелепо звучит, например, «православная стоматология»), а медицина как целостное понятие, включающее и врачевание духа, может быть православной. Точно так же могут быть православными и другие специальности, имеющие дело с духовным началом человека, например, психология.

Обращаясь к православным врачам, больные надеются встретить понимание и ответственность, бескорыстие (важное при полунищете), уверенность в порядочности врача.

Современный русский врач работает в обществе, которому навязывается чуждый нашему национальному сознанию культ индивидуализма и обогащения, переживающем постоянные стрессы, рост заболеваемости и смертности.

Перечисленные обстоятельства делают понятным наше желание, наряду с необходимым личным духовным совершенствованием, иметь профессиональное объединение — Общество православных врачей, главная цель которого — способствовать христианизации современной русской медицины, духовно-просветительская работа среди врачей.

Целью Общества является содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности, выработке единомыслия по сложным вопросам современной медицины с точки зрения православной вероучительной истины.

Согласно православной догматике назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина служит школой приготовления к жизни вечной. «Поддержание здоровья физического в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности» (материалы Архиерейского Собора РПЦ 2000 г., гл. XI.I).

О цели христианского лечения в материалах собора РПЦ 2000 года сказано: «Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке» (мат. Архиерейского Собора РПЦ 2000 г., гл. XI.I)

Одна из задач православия в медицине — утешить больного в его немощи, обучить христианскому перенесению телесных страданий и душевных немощей, поэтому для медиков немаловажно понятие принципов православного вероучения. В материалах Архиерейского Собора 2000 года об этом говорится так: «Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян — работников здравоохранения, призванных создать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно» (гл. XI. 2,5)

Чтобы зажечь свет Христовой веры в других, надо самому стать светильником веры. Это неминуемо требует от медиков собственного нравственного совершенствования. Православный врач должен являть достойный образ христианина и пример личного благочестия перед коллегами, больными и окружающими людьми. Он должен быть ответственным за дело, собран, требователен к себе. Важно иметь в виду, что одних христианских принципов не достаточно для достижения высоких результатов в медицине. Они не заменяют ни личного духовного опыта, ни специальных знаний, ни мастерства, но способствуют большему пониманию лечебного процесса, а главное — помогают вести медицинское дело душеспасительно и чувствовать себя со спокойной совестью.

Одной из задач общества православных врачей является профилактическое направление медицины. Долгое время понятие здорового образа жизни было обесценено в глазах общества и даже среди медиков. На сегодняшний день актуальность этой проблемы как никогда велика и созвучна национальному проекту «Здоровье». Базисным понятием здорового образа жизни у православного врача должно быть понимание гармонии между духом и телом. Нам предстоит немало сделать в просвещении наших пациентов, а также в изменении мировоззрения врача по отношению к духу и телу как к единому целому, данному нам Богом.

Через воцерковление медиков возможно качественное изменение медицины, ее оздоровление и христианизация — при определении принципами православной веры всех проявлений жизни верующего врача: духовной, профессиональной и житейской. Это не создание альтернативной медицины, а воцерковление медицины традиционной, восстановление традиций православной медицины. Это работа трудная, долгая, но ее успех зависит от профессионализма и единства.