Конференция "Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация" |
Коростин М. И, главный врач Липецкого областного наркологического диспансера, главный нарколог области председатель Липецкого Общества православных врачей |
|
Медицина считается самой гуманной отраслью человеческого знания, объединяющей все человечество: она должна быть милосердной к больным и здоровым, к побежденным и победителям. Таким образом, назначение врачевания совпадает с христианскими ценностями милосердия. На Руси медицина и православная вера были тесно связаны между собой, первые лазареты и аптеки создавались при монастырях. На основе главных положений православия формировалась нравственно-этическая база православной медицины — любовь и сострадание, самоотверженность и жертвенность, бескорыстие. В дальнейшем медицина сформировалась в самостоятельную сферу общественных отношений и стала светской, но православные традиции в ней сохранились. Русские врачи, такие как Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. Н. Павлов, открывали новые направления в науке, считались лучшими в мире. В связи с особенностями нашей истории XX века нравственные преобразования сегодня связываются с обращением к забытым ценностям и традициям. Православный подход к медицине основан на понимании того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели лечения невозможно. Понятие «медицина» включает в себя:
Православный человек любой специальности может и должен вести себя в своей повседневной работе как христианин. Медицина в этом отношении находится на «особом положении». Согласно сознательной русской медицинской традиции деятельность врача есть дело служения, а не дохода. Служение врача есть служение любви и сострадания, если этого нет, тогда врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. Пациент индивидуален по своему телесно-душевному составу и своеобразен по своей болезни. Именно таким видит его православный врач, лечит и любит как страдающего брата. Так воплощается евангельский принцип любви к ближнему. Таким образом, православный врач — профессионал, который старается жить и работать по христианским заповедям. Он обязан иметь духовный контакт с любым пациентом, быть, по мере сил и возможностей, его проводником в область неведомого пациенту миру веры, к которому нередко приводит болезнь (не впадая, конечно, в учительство), вовремя привлекая, с согласия больного, священника — для беседы, крещения, исповеди, причастия, соборования. Следовательно, православное врачевание включает работу с больным врача и священника и требует деятельного участия самого пациента, стремящегося обрести понимание своей болезни, осознать свои грехи (покаяние в них), надежду на милосердие Божие. При этом важно отметить, что врач должен быть осторожен при общении с больным на уровне толкования вероучительных проблем (привлекая с этой целью священника), так и священник должен быть осторожным при тех или иных рекомендациях, лежащих уже в сфере компетенции врача («оперироваться — не оперироваться», пить или не пить «таблетки»). Нарушение этого правила ставит иногда врача в очень трудное положение. Очевидно, что медицина в ее биологической адресованности не может считаться православной (в данном понимании нелепо звучит, например, «православная стоматология»), а медицина как целостное понятие, включающее и врачевание духа, может быть православной. Точно так же могут быть православными и другие специальности, имеющие дело с духовным началом человека, например, психология. Обращаясь к православным врачам, больные надеются встретить понимание и ответственность, бескорыстие (важное при полунищете), уверенность в порядочности врача. Современный русский врач работает в обществе, которому навязывается чуждый нашему национальному сознанию культ индивидуализма и обогащения, переживающем постоянные стрессы, рост заболеваемости и смертности. Перечисленные обстоятельства делают понятным наше желание, наряду с необходимым личным духовным совершенствованием, иметь профессиональное объединение — Общество православных врачей, главная цель которого — способствовать христианизации современной русской медицины, духовно-просветительская работа среди врачей. Целью Общества является содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности, выработке единомыслия по сложным вопросам современной медицины с точки зрения православной вероучительной истины. Согласно православной догматике назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина служит школой приготовления к жизни вечной. «Поддержание здоровья физического в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности» (материалы Архиерейского Собора РПЦ 2000 г., гл. XI.I). О цели христианского лечения в материалах собора РПЦ 2000 года сказано: «Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке» (мат. Архиерейского Собора РПЦ 2000 г., гл. XI.I) Одна из задач православия в медицине — утешить больного в его немощи, обучить христианскому перенесению телесных страданий и душевных немощей, поэтому для медиков немаловажно понятие принципов православного вероучения. В материалах Архиерейского Собора 2000 года об этом говорится так: «Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян — работников здравоохранения, призванных создать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно» (гл. XI. 2,5) Чтобы зажечь свет Христовой веры в других, надо самому стать светильником веры. Это неминуемо требует от медиков собственного нравственного совершенствования. Православный врач должен являть достойный образ христианина и пример личного благочестия перед коллегами, больными и окружающими людьми. Он должен быть ответственным за дело, собран, требователен к себе. Важно иметь в виду, что одних христианских принципов не достаточно для достижения высоких результатов в медицине. Они не заменяют ни личного духовного опыта, ни специальных знаний, ни мастерства, но способствуют большему пониманию лечебного процесса, а главное — помогают вести медицинское дело душеспасительно и чувствовать себя со спокойной совестью. Одной из задач общества православных врачей является профилактическое направление медицины. Долгое время понятие здорового образа жизни было обесценено в глазах общества и даже среди медиков. На сегодняшний день актуальность этой проблемы как никогда велика и созвучна национальному проекту «Здоровье». Базисным понятием здорового образа жизни у православного врача должно быть понимание гармонии между духом и телом. Нам предстоит немало сделать в просвещении наших пациентов, а также в изменении мировоззрения врача по отношению к духу и телу как к единому целому, данному нам Богом. Через воцерковление медиков возможно качественное изменение медицины, ее оздоровление и христианизация — при определении принципами православной веры всех проявлений жизни верующего врача: духовной, профессиональной и житейской. Это не создание альтернативной медицины, а воцерковление медицины традиционной, восстановление традиций православной медицины. Это работа трудная, долгая, но ее успех зависит от профессионализма и единства. |
Адрес: 398055 г. Липецк, ул. Московская, 30 Остановки: "19-й микрорайон" и "Технический университет" Телефоны: 32-78-72, 32-74-80 |