Конференция "Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация"
(7 августа 2007)


Рамазанова Л. Я., преподаватель Липецкого Центра повышения квалификации специалистов

"Актуальные проблемы демографии и здоровья нации (по материалам медицинской секции ХV Международных образовательных Рождественских чтений)"

В начале 2007 года в Москве прошли юбилейные Международные образовательные Рождественские чтения. Тема нынешней конференции — повод вспомнить о проблемах, рассматривавшихся на медицинской секции этого Форума.

Медицинская секция ХV Международных образовательных Рождественских чтений под председательством ректора Санкт-Петербургских духовной академии и семинарии, кандидата медицинских наук архиепископа Тихвинского Константина традиционно проводила свою работу в актовом зале главного клинического корпуса Медицинской академии им. И. М. Сеченова. Сопредседателями стали иеромонах Анатолий (Берестов), профессор, доктор медицинских наук, а также протоиерей Сергий Филимонов, председатель Санкт-Петербургского Общества православных врачей, кандидат медицинских наук и Александр Викторович Недоступ, профессор Московской академии им. И. М. Сеченова, председатель Общества православных врачей при Московской патриархии.

В центре внимания секции на сей раз была одна из самых острых проблем общества: здоровье нации и современная демографическая ситуация. Проблема эта затрагивалась на всех заседаниях Чтений. Так, накануне на пленарном заседании в Кремле митрополит Калужский Климент процитировал обращение Архиерейского собора по вопросам демографии, где первоосновой сокращения народонаселения названы в первую очередь «отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной». Здоровая семья является ключевой фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в т. ч. для позитивного демографического развития. Обращаясь ко всем, кто обеспокоен будущим России и ее многочисленных народов, патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Чтобы сохранить эти народы сильными и обратить на них милость Божию, сегодня нужен христианский подвиг. Место совершения его — семья. Для каждого она должна стать «домашней Церковью», благодатной обителью, где находятся истоки социального благополучия… Семья — это не только частное дело людей, вступающих в брак, но и одна из форм христианского служения Богу и Отечеству».

Выступивший на секции академик Российской Академии естественных наук, доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор И. А. Гундаров коснулся морально-психологического аспекта этой проблемы. Он указал на преобладание негативного фона настроения в обществе, на то, что «агрессивно-депрессивный синдром принимает характер эпидемии». Кроме того, снизился порог общей культуры и культуры взаимоотношений. Идеологический вакуум дополняет картину: без смысла жизни ее полнота невозможна. Академик привел в пример известный исторический факт, когда в 1943 году в стране резко увеличилась рождаемость. Это было парадоксальное явление: страна находилась в состоянии тяжелейшей войны, была ослаблена экономически, но все же рождаемость подскочила, это был неоспоримый факт. Ученые связывают его с мощным подъемом духа народа: в начале года была одержана победа в Сталинградской битве, это знаменательное событие вдохнуло мощную живительную струю в настроение общества, всколыхнуло и приподняло его жизненные силы.

Жесткие данные статистики свидетельствуют: ежегодно в мире производится 46 млн. абортов, почти каждый десятый — в России. В настоящее время, несмотря на устойчивую тенденцию к снижению количества абортов, они все же занимают ведущее место в структуре репродуктивных потерь. А между тем современные исследования подтвердили точку зрения Василия Великого: еще в IV веке святитель утверждал, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Аборт не является «легализованным выбором свободы» — это нарушение фундаментального права человека, права на жизнь. Это нарушение Клятвы Гиппократа, в соответствии с которой веками практиковалась вся медицинская деятельность.

Статистика красноречиво показывает: Россия перешла на малодетную модель семьи. Результаты последней переписи населения показали, что удельный вес семей с двумя, тремя и более детьми сократился вдвое, а доля однодетных семей выросла на треть. (По расчетам демографов для простого замещения поколений необходимо, чтобы в среднем на одну супружескую пару приходилось 2,6 ребенка, т. е. более половины супружеских пар должны иметь не менее трех детей). У нас таких семей лишь 4 %. Врач-психотерапевт, научный сотрудник Центра психического здоровья Российской Академии медицинских наук Е. В. Челикова утверждает, что «при всех трудностях и проблемах многодетных семей именно в них правильный баланс отношений, которого сейчас так не хватает… Делать самоцелью материальные блага, а не любовь — перекос, он больше всего ударит по тому ребенку, ради которого не были рождены его братики и сестренки».

В настоящее время мы стоим перед выбором: или мы войдем в Красную книгу истории (т. к. исчезаем со скоростью 1 % в год), или найдем какой-то спасительный путь. Академик И. А. Гундаров утверждает, что этот путь давно найден и проверен, это тот Путь, который есть «…и Истина, и Жизнь».

Постоянный участник заседаний медицинской секции Рождественских чтений иеромонах Анатолий (Берестов), врач-невропатолог, доктор медицинских наук выразил тревогу по поводу свободной продажи (без рецептов) некоторых препаратов, которые не относятся к наркотическим, но «умельцы» от наркомафии научились использовать их. Так, безобидный на первый взгляд терпинкод (таблетки от кашля) при дозе в 20 таблеток уже является наркотиком. Высокий профессионализм и твердая гражданская позиция отца Анатолия позволили добиться запрещения свободной продажи некоторых препаратов, но ситуация остается тревожной, т. к. все еще свободно продается, например, коаксил и ряд других препаратов. (После 2—3-месячного внутривенного введения коаксила может развиться флегмона конечностей).

Протоиерей Алексий Бабурин, руководитель Дома милосердия во имя прп. мчц. великой княгини Елизаветы Федоровны, указал на прямую зависимость депопуляции в России от недопустимого уровня потребления алкоголя. В 1965 г. в России на душу населения приходилось 4,5 л алкоголя, а уже в 1988 — 10,45 литра (в то время как верхняя грань уровня потребления алкоголя, за которой начинается вырождение нации, — 8 литров). Алкоголь относится к наркотическим веществам жирного ряда, действующим пагубным образом на любую живую клетку. Больше и тяжелее всего страдает мозг. Особую тревогу вызывает пристрастие к алкоголю девушек, женщин. Знаменитый хирург Федор Углов, обращаясь к женщинам России, убеждал: «Если вы сами перестанете употреблять алкогольные напитки и направите всю свою волю, ум, энергию на то, чтобы отучить мужчин от этой пагубной привычки, вы сделаете, быть может, больше, чем ваши прадеды на Куликовом поле». А пока что кривая потребления алкоголя растет и ныне достигла размеров, угрожающих выживанию народа. И эту проблему докладчик связал с духовным неблагополучием страны, с утратой «благоговейного отношения к священному дару жизни». Отец Алексий убедительно показал, что научное и религиозное воззрение здесь совпадают абсолютно, призвал к соработничеству Церкви и науки. (На втором пленарном заседании в Кремле было отмечено, что слово «соработничество» на сегодняшнем Форуме употребляется особенно часто, его используют и священники, и ученые, и политики. Этот факт убедительно свидетельствует, что настало время объединения всех созидательных усилий.) В этом случае, как сказала ведущий эксперт Федеральной службы РФ по обороту наркотиков В. В. Козубова, «мы можем сделать очень-очень много для обеспечения духовной безопасности России». Еще год назад на медицинской секции XIV Рождественских чтений Юрий Чайка сказал, что для решения этой проблемы недостаточно карательно-розыскных мер, здесь должны быть объединены усилия работников юстиции, просвещения, здравоохранения, средств массовой информации (ребенка изначально прельщает не наркотик — он не знает, что это такое. Его привлекает столь соблазнительно демонстрируемый СМИ «крутой» образ жизни, сопровождаемый, например, изящной сигареткой с марихуаной). После 11 сентября 2002 года, когда террористы использовали гражданские самолеты с пассажирами в качестве управляемого снаряда для нанесения ударов по торговому Центру Нью-Йорка, отношение американцев к нравственному содержанию произведений, показываемых с экрана, изменилось. Были положены на полку десятки уже отснятых фильмов. Пришло понимание того, что увиденное на экране может воплотиться в реальность и обернуться трагедией. Конгресс США вкладывает сейчас ежегодно 80 млн. долларов в программу преподавания уроков нравственности в американских школах, защиты материнства, отцовства, пропаганды института семьи. Пример заокеанских политиков в нашей стране может реализоваться во введении в школах преподавания Основ православной культуры.

На заседании секции были озвучены материалы совместного исследования протоиерея Сергия Филимонова, председателя Санкт-Петербургского Общества православных врачей, доктора медицинских наук и профессора Санкт-Петербургской медицинской академии В. В. Закревского, посвященного использованию в питании генетически модифицированных продуктов. Эта тема все чаще обсуждается и в СМИ. Опасны ли для здоровья трансгенные продукты? Не окажется ли однажды, что вокруг нас растут только трансгенные растения? Представители крупных компаний, занимающихся разработкой генетически модифицированных культур, утверждают, что это едва ли не единственный способ решить общемировую продовольственную проблему. Действительно, к 2020 году население нашей планеты должно составить 7,7 млрд. человек и половина его будет проживать в городах. Для обеспечения себя продовольствием оно должно к этому времени увеличить производство зерна на 41 %, мяса — на 63 %, клубней и корнеплодов — на 40 %. Добиться этого с помощью традиционных агротехнических приемов практически невозможно, т. к. ресурсы традиционных подходов исчерпаны. С другой стороны, общественные организации и ряд ученых выступают против широкого производства трансгенных сельскохозяйственных культур до тех пор, пока не будут доподлинно известны все последствия их длительного применения. В биологической науке во всем мире пока нет ответов на целый ряд вопросов, связанных с потенциальным риском возделывания трансгенных растений. В медицинском аспекте вызывает опасение возможность снижения пищевой ценности продукта, нарушение его усвояемости, появление аллергенности, увеличение содержания в продукте регламентируемых токсических веществ и появления веществ, не характерных для данного продукта. Возникает справедливый вопрос: если с трансгенными продуктами так много нерешенных проблем, корректно ли выносить трансгены за рамки научных лабораторий? Корректно ли навязывать их нам, потребителям, в качестве лучшей альтернативы естественных продуктов? Ответ очевиден: эти продукты приносят прибыль производителям, т. к. они дешевле аналогичных естественных.

Что же делать обычным покупателям-потребителям?

Поскольку по вкусу, цвету и запаху трансгены не вычислишь, следует обращать внимание при покупке на надписи на упаковках. В случае, если продукты изготовлены с использованием генетически модифицированных источников, на упаковке должна быть соответствующая информация — закон обязывает маркировать такие продукты.

В заключение о. Сергий констатировал, что, какие бы непонятные явления ни происходили, Творец «контролирует» происходящее. А что касается генетически модифицированных продуктов, то «на сегодняшний день пока что есть возможность потреблять продукты в том виде, в котором их создала природа, — это лучший вариант».

Заведующая одной из кафедр Академии Генерального штаба Министерства обороны РФ Т. В. Грачева акцентировала внимание собравшихся на иерархии ценностей, на необходимости того факта, что венчать иерархическую пирамиду должны ценности духовные. «Только при этом условии можно противостоять депопуляции».

Цинизм, нигилизм, атеизм, бесконечно повышающаяся планка потребления названы профессором Института судебной психиатрии им. В. П. Сербского, заслуженным врачом РФ Ф. В. Кондратьевым исходными параметрами психогенных депрессий. Главной причиной демографического неблагополучия страны ученые Центра профилактической медицины назвали падение духа нации. Исследования показали, что главная причина снижения численности народа — не экология, не гиподинамия, не бедность (действия этих факторов не выше, чем в недавнем прошлом). Такие явления, как убийства, кражи, исследовались не сами по себе, а как показатели страдающего духа (агрессия — зависть, гордыня и т. п.). В итоге получен убедительный вывод: демографическое неблагополучие в стране обусловлено неблагополучием духовным. Либеральный образ жизни оказался наименее здоровым для всех выбравших его народов. (На XIV Рождественских чтениях президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров назвал «вживление» либеральных ценностей в культуру народа этнотерроризмом).

На медицинской секции юбилейных чтений в Москве выступил главный врач Липецкого областного наркологического диспансера, главный нарколог области Михаил Иванович Коростин. Он поделился существующим в его диспансере опытом лечения зависимости и реабилитации больных, опытом обращения к святоотеческому наследию в решении этих вопросов, рассказал о перспективе создания в Липецкой области реабилитационного центра подобного существующему в Москве, на Крутицком подворье. Михаил Иванович возглавил Липецкое Общество православных врачей, и на этапе становления общества участие его в подобном Форуме было особенно важно.

Информационный и методический материал медицинской секции образовательных Рождественских чтений седьмой год используется в Липецком Центре повышения квалификации специалистов на занятиях по биомедицинской этике. Вслед за ведущими медицинскими учебными заведениями страны наш Центр одним из первых ввел у себя преподавание этого предмета. Это верно найденное пространство взаимодействия медицины и святоотеческого учения. Подход к проблемам здравоохранения, определяемый традициями и ценностями православной культуры, — это уникальная, признанная наукой и выверенная человеческим опытом позиция. По утверждению постоянного участника медицинской секции Чтений И. В. Силуяновой (зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, доктор философских наук) — «это свидетельство верности своему культурно-религиозному типу, что в немалой степени способствует его выживанию». В современной медицине чрезвычайно повышается ответственность медика за то, что и как он делает. На что можно опереться современному медику? Европейская цивилизация не знает более верного и более надежного хранилища нравственных ценностей, чем Православная Церковь.

В нашем Центре повышения квалификации специалистов существует опыт общения со священниками Липецкой и Елецкой епархии. В разное время с преподавателями и слушателями проводили занятия иерей Сергий Косых, протоиерей Стахий Солодков, иерей Александр Иванов, иерей Дмитрий Струев, иерей Алексей Диагенов. По-разному обозначались темы занятий, но востребованное медиками Слово пастыря звучало одинаково интересно и убедительно. Опираясь на бесценный «духовный арсенал» православия, биомедицинская этика дает нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинского работника, учит грамотно оценивать ситуацию и в профессиональном, и в правовом, и в нравственном аспектах. «Только организация лечебной помощи на основе добра, милосердия, жертвенного служения медика страждущему человеку может исцелить нравственные недуги и самой медицины… Православное образование должно шире внедряться в медицинские учебные заведения», — утверждает профессор А. В. Недоступ.

Материалы Рождественских чтений, духовный и эмоциональный заряд, получаемый на этом «пиршестве разума» позволяют делать занятия и в нашем Центре соответствующими высоким требованиям, предъявляемым к подготовке современного медицинского работника. Их у нас ежегодно обучается более трех тысяч.