Конференция "Церковь и медицина: здоровье нации и современная демографическая ситуация"
(7 августа 2007)


Тимофеева О. Г., преподаватель Усманского медицинского училища (предмет — «православие и медицина»)

"Духовно-нравственное воспитание в Усманском медицинском училище"

Сменяют одна другую цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо земли, но неистребимой, неутомимой остается духовная жажда: драгоценный, а вместе с тем и мучительный дар, данный на земле только человеку как признак и как сущность самой его человечности.
А. С. Пушкин.

Драгоценный — потому, что влечет человека всегда ввысь, не дает ему успокоиться в одном животном счастье, приобщает его к высшим, ни с чем не сравнимым радостям. Мучительный — потому, что так часто противоречит земным инстинктам человека, делает всю его жизнь борьбой, исканием, тревогой.

Почти всё в мире как бы говорит человеку: откажись от духовной жажды, отрекись от нее, и будешь сытым, здоровым и счастливым. И вот возникают целые идеологии, построенные на отказе и отречении от духовной жажды, на ненависти к ней.

Что такое человек? В чем подлинное назначение короткой человеческой жизни? Что же будет после смерти? Неужели после смерти все кончится? Или, наоборот, все только начнется? Существуют ли абсолютные законы человеческого бытия? Где пролегает граница между добром и злом? И почему в мире так много несправедливости?

Как молодому человеку в возрасте 18—20 лет (а это возраст большинства учащихся нашего училища) определиться: Где ты? Откуда ты и куда грядешь в этой жизни? Какой смысл этого неповторимого и непредсказуемого путешествия? Как не наделать ошибок, о которых будешь жалеть всю оставшуюся жизнь?

Цель духовно-нравственного воспитания учащихся — не в готовых ответах на поставленные вопросы. Необходимо, чтобы молодой человек на многотрудном жизненном пути, прежде чем совершить какой-либо поступок, научился спрашивать себя: Доброе ли это дело? По совести ли я поступаю? Чтобы трудности не приводили к отчаянию, а, наоборот, к покаянию и серьезным намерениям трудиться всю жизнь для укрепления в себе основных добродетелей, отличающих нас от животных и животного существования.

В Усманском медицинском училище на протяжении многих лет обучения большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Классными руководителями разработана Модель нравственного воспитания. На каждом из занятий общемедицинского цикла, клинических дисциплин, на внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях студентам сообщаются базовые моральные знания и основы нравственности. В качестве помощников и собеседников избираются произведения крупных мыслителей и писателей, народная мудрость и, конечно, в первую очередь Священное Писание.

Традицией в училище остается проведение выпускных вечеров и вечера «Посвящение в студенты» с участием священника. Наши студенты с большим удовольствием посещают беседы священника на тему «Духовная природа человека». Обязательными стали поездки-экскурсии по святым местам, в частности в монастыри Задонска и Преображенский Толшевский женский монастырь (станция Графская).

В нашем училище создана большая видеотека, включающая в себя полный цикл «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым», а также видеофильмы из цикла «Православие», видеозаписи бесед православных священников со старшеклассниками.

Третий год для студентов четвертого курса ведется предмет «Православие и медицина». Разработаны рабочая программа, цикл лекций. На занятиях часто рассматриваются вопросы, которые больше всего волнуют учащихся. Ребята спорят, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, но со многим и соглашаются, о многом задумываются. Целый ряд бесед проводится на тему «Жизнь в браке». Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? Из созерцания вечно скандалящих родителей и с экрана телевизора. Семью же будут создавать почти все, а как это правильно сделать, мы стараемся разобраться вместе. Молодые люди должны знать, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, что можно любить по-настоящему, но что любовь — это труд. Большое внимание уделяется вопросам рождения и воспитания детей, абортам. Разработка занятия на тему «Любите и позвольте жить!» принимала участие в областном конкурсе лучших методических разработок по духовному воспитанию учащихся в Липецком базовом медицинском колледже. В стенах училища занятие прошло очень интересно. Студенты подготовили доклады на темы: «Что говорит об абортах церковь», «Что говорит об абортах мир», «Что говорит об абортах медицина», «Показатели рождаемости по Усманскому району», подготовили диаграммы, оформили стенды. Были приглашены врачи — гинекологи и акушеры, священнослужители. Использованы фрагменты видеофильмов об абортах, раздаточный материал для студентов. Сколько времени, потом обсуждали это занятие! Какие интересные истории находили ребята! Оказывается, достучаться можно в любую дверь!

2006—2007 учебный год прошел под девизом «Мама, подари мне жизнь!». За 2 года работы наша агитбригада выступила во всех школах города, в профессиональном училище № 24, в совхозе-колледже, в педагогическом колледже, на областном «круглом столе» в г. Грязи, на областном конкурсе-смотре агитбригад в г. Липецке, на областной конференции по проблемам демографии. Выступления студентов сопровождались выступлением детей из детской музыкальной школы, одновременно на экране появлялись фотографии малышей. Студенты 3-го и 4-го курсов посещали детское отделение нашей больницы, где учились пеленать, кормить, заниматься с малышами, у которых нет родителей, а заодно и понимать, что растить ребенка — это большой труд. Одновременно среди всех учащихся проводился конкурс сочинений, рисунков, плакатов и фотографий на тему «Я и моя семья».

В районной библиотеке был проведен «круглый стол» на тему «Материнство — это не только счастье, но и огромная ответственность», где приняли участие врач-акушер, врач-педиатр, современная девушка, мать воспитавшая 4-х детей, священник. Вопросы деторождения обсуждались всесторонне.

Всего не перечислишь, многое сделано, но многое еще предстоит сделать. Стоят и смотрят наши юноши и девушки на чаши весов. На одной чаше — память предков, поучения и вера дедов и прадедов, святоотеческие традиции, а на другой чаше — улица, телевизор, дискотека... А где-то посредине — школа или училище, не каждое из которых торопится пускать к себе православную культуру... Стоят и смотрят наши юноши и девушки... Какая чаша перевесит? Очень хочется, чтобы они, вступая во взрослую жизнь, «не наломали дров», поменьше совершили ошибок, которых и у нас могло быть меньше, обратись мы в юности к поучениям Церкви и святым ее отцам.