Анатолий Васильевич Федоров,
член-корреспондент МАОН,
заведующий отделением № 17
Липецкой областной
психоневрологической больницы № 1,
Борис Анатольевич Федоров,
заведующий отделением № 12
Липецкой областной
психоневрологической больницы № 1

Из опыта сотрудничества дневного стационара общепсихиатрического профиля с Управлением Липецкой и Елецкой епархии

Сотрудничество отделения № 17 Липецкой областной психоневрологической больницы № 1 (дневной стационар общепсихиатрического профиля на 100 мест) с Управлением тогда еще Воронежской епархии, в которую входила Липецкая область, началось в 1992 г. По инициативе заведующего отделением А. В. Федорова и благословению митрополита Мефодия (Немцова) в отделении начали проводиться катехизаторские и богословские встречи с участием медперсонала, священников Липецкого благочиния (отца Евгения Морозова, отца Иоанна Ракова и других) и пациентов.

За истекшие шестнадцать лет плодотворного сотрудничества в отделении создана библиотека православной литературы. Была оборудована молитвенная комната, которая пострадала во время пожара 2005 г. Тем не менее просветительская работа с пациентами по формированию традиционных ценностных установок не прерывается, оставаясь необходимой составной частью лечебно-реабилитационных программ дневного стационара.

В задачу работы с пациентами входит, во-первых, знакомство с церковным календарем, постижение смысла православных праздников, почитание святых, что формирует у них соответствующий ритм и уклад жизни. Во-вторых, сами пациенты вовлекаются в данный когнитивно- культуральный процесс. Среди них назначается ответственный, который готовит сам или помогает желающим делать еженедельные тематические сообщения, собирает вопросы, волнующие пациентов, помогает священнослужителю в организации и проведении занятий с теми, кто заинтересован в них. В-третьих, по желанию пациентов в отделении читаются акафисты.

В то же время перспективное сотрудничество Церкви с психиатрической структурой требует определения позиций для дальнейшей работы. В связи с этим мы выделяем три аспекта существующей проблемы. Это:

  • необходимость культурального подхода в психиатрии с ориентацией на классическую психиатрию;
  • поиск оптимального варианта сотрудничества психиатрии с Православной Церковью;
  • создание единой психотерапевтической среды, включающей три звена: пациент, его семья — лечебное психиатрическое учреждение — Церковь.

Говоря о первом аспекте проблемы, мы констатируем, что в отечественной медицине наметилась устойчивая тенденция к внедрению в лечебные учреждения клинических медицинских психологов (не врачей), в задачу которых входит проведение психодиагностики, лечения, оценки эффективности лечебных мероприятий (приказы МЗ РФ № 294 от 30.10.95 и № 391 от 26.11.96). При этом клинические данные анализируются такими специалистами с использованием критериев американской школы, т. е. с таких этноцентрических позиций, которые не могут быть достаточно объективными для понимания сути болезненных состояний наших пациентов. Этот подход связан не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Некритическое использование в чистом виде многих методик, заимствованных у американских психологов, представляется нам скрытой попыткой переоценить традиционные ценности (в пользу механистического привнесения элементов протестантской этики), что в свою очередь ведет к переосмыслению роли профессиональной этики психолога и чревато изменением природы врачевания.

Ко второму аспекту проблемы относится тот нередко игнорируемый в практике факт, подтвержденный современными научными представлениями, что уровень здоровья человека зависит от совокупности культуральных факторов: исторических, особенностей существования народа, доминирующих ценностных ориентаций, религиозных убеждений, системы семейных отношений, подходов к воспитанию детей, национальных обычаев, уклада, ритуалов и т. д.

Любые психические расстройства можно оценивать лишь с позиции того общества, той культуры, в которых они встречаются. Вся клинико-психиатрическая диагностика базируется на одном — нормативности или ненормативности поведения человека. Все эти изменения суть производные культур в конкретные исторические периоды. Так, в нашей практике можно говорить о религиозном бреде, индуцированных психических расстройствах, созависимостях.

Закономерно, что часть психиатров хотела бы видеть в священнослужителях РПЦ равноправных участников нравственных социальных преобразований. В то же время у части духовенства отмечается предубеждение к психиатрии, игнорирование очевидного.

Поэтому так важно определить точки соприкосновения, согласования действий психолого-психиатрической практики с внутренним духом и строем Православия.

Психиатрия и Церковь сталкиваются с общими проблемами. Вот лишь две из них.

К первой относится реабилитация жертв нетрадиционных религиозных новообразований. У второй есть два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это помощь пациенту со стороны психиатра в культуральной самоидентификации, с другой — отношение Церкви к человеку, находящемуся на лечении у психиатра, как к больному, далеко не всегда попадающему под категорию «бесоодержимости».

Что касается первой проблемы, то противопоставление системы ценностей культовых новообразований ценностям традиционной конфессии (у нас — Православия) в худшем случае ведет к распаду, «расщеплению» личности, депрессиям, психозам, суицидам. В этих случаях причиной обращения к психиатрам становится не сам факт принятия новой веры, а те психические расстройства, которые начинают наблюдаться у адептов. Типичные личностные расстройства, формируемые в новых культах, соответствуют по МКБ 10 содержанию рубрики А60.7 — «зависимое расстройство личности».

В контексте второй проблемы предоставляются целесообразными встречные совместные усилия к доброжелательному сближению Церкви и психиатрии, чтобы сделать сотрудничество священников и психиатров осмысленным и свободным от консервативных, более того — дремучих предрассудков. С одной стороны, необходим отказ от тупикового противопоставления религиозной практики клинической психиатрии, с другой — знакомство самих священнослужителей с основами психиатрии.

Самые частые жалобы, которые приходится выслушивать психиатрам, связаны с тем, что вместо благословения на лечение священник, считающий пациента грешником, бесоодержимым, настоятельно рекомендует свои «методы»: усиленную молитву с постом, посещения «старцев», «отчитки» и т. д. Это не прибавляет авторитета духовенству в глазах пациентов и врачей. Не нами сказано, что дар различения духов священником — именно редкий дар, которому сопутствует как собственная праведная жизнь, так и мудрое рассуждение, основанное на огромном опыте. На практике отказ пациенту в психиатрической помощи, запугивание его «гипнозом», «кодированием», другими «ужасами», от которых трепещет сознание маргинальных индивидов, к сожалению, свидетельствует о недопонимании частью духовенства сути христианской антропологии.

«Тайна личности» не сводит все только к природным характеристикам, к биологизму и механицизму. Человеку свойственна свободная воля, и у больного она не отнимается. Врач — не манипулятор на сцене. Пациент лично в сотрудничестве с врачом выбирает и подбирает оптимальное для конкретного заболевания лечение. Он дает на это информированное согласие. Непонимание священником сути болезни и сути лечения вредит верующему или стремящемуся к вере человеку, загоняет болезнь вглубь, поскольку возникает непреодолимое противоречие психологического, клинического и социального плана.

Противоречие легко снять. Настоящие духовники должны идти на активный контакт со специалистами. И тех, и других, как показывает опыт, накопленный в отделении № 17 Липецкой областной психоневрологической больницы № 1, немного. В отличие от «полуврачей» и «младостарцев». Как правило, психиатров меньше, чем врачей общей практики, и познакомиться с ведущими психиатрами, а это не больше десятка заведующих отделениями в крупных лечебных учреждениях психиатрического профиля, заинтересованному благочинному или настоятелю храма не составит труда, тем более, если на приходе он видит среди своей паствы верующих с отклонениями в поведении. Внимательный духовник не преминет проконсультироваться с психиатром о наличии возможной патологии для выбора правильного поведения и духовного окормления страждущих. И тогда мы, может быть, избежим немедленного направления на «отчитку». Пациент, по благословению священника, попадет на лечение к компетентному психиатру, и лишних страданий удастся избежать.

Не скроем, и со стороны каждого из тех священников, что сотрудничали с нами в дневном стационаре, вначале присутствовало опасение, что психиатрия — сродни магии, Вскоре это опасение рассеивалось. Откуда возникает такое предубеждение, равно как страх перед гипнозом, кодированием, использованием НЛП и прочих лечебных методик?

Применение этих методов во вред, с подчинением одной человеческой воли другой, недоброй, действительно восходит к магии, то есть области ненаучной, оккультной, связанной с получением немедленного блага с помощью сил зла в обмен на свободную волю и душу человека. Именно за этим добровольно и охотно идут, едут к целителям, «бабкам», на различные психотренинги и т. п. Клиническая психиатрия и ее методы не имеет с этим ничего общего, тем более психиатрия, которая опирается на прочную культуральную основу, в нашем случае — православную.

В лечении пациентов мы исходим из принципа сотоварищества, сотрудничества человека с Богом в преображении жизни. Поэтому потребительское отношение к врачу и лечению по модели «Вот я пришел, отдался тебе, ты и лечи меня» у нас отсутствует. В свою очередь, осмысление пациентом себя, своей болезни и, по возможности, начало движения к названной синергии с помощью врача и священника постепенно приносят положительные плоды.

Что может в этом процессе священнослужитель? Расспросить обращающихся к нему пациентов и проявить к ним участие. Провести беседу, если необходимо — катехизаторскую. Объяснить затруднения, возникающие в религиозной практике пациентов. Отслужить молебен. При необходимости, особо страждущих — соборовать. Самому побеседовать с врачом, чтобы лучше понять природу недуга и дать, в случае обращения к нему пациента, адекватные ответ и совет.

Со своей стороны, православный психиатр постоянно поддерживает дух пациентов, бывая на воскресных богослужениях в церкви. Доверие к такому врачу, несомненно, выше, поскольку он не отчужден от пациентов, а живет рядом с ними в едином культуральном поле, не рассуждает о духовном и психическом здоровье, а показывает пример собственной жизнью.

Не секрет, что зачастую неуспех лечения у психиатров и наркологов объясняется игнорированием именно культуральных и адаптационных условий жизнедеятельности пациента. Имея в виду нормативное поведение, то есть адаптацию к этнокультуральным нормам, следует помнить о наличии феномена «психотерапевтической среды», которая сама по себе целительна для пациента. Под этим нами подразумевается сотрудничество пациентов, их родственников, медицинского персонала и Церкви в созидании общего, узнаваемого культурального поля, знакомой социальной среды. Совокупность этих факторов создает у пациента эффект причастности, включенности в социальную жизнь, и само по себе носит психотерапевтический характер.

По сути дела, это — восхождение к культуральной микросоциальной модели: пациент — лечебное учреждение — Церковь.

Наша практика лечебно-реабилитационной работы при духовной поддержке Церкви вернула обществу сотни граждан. Такая работа требует большой самоотдачи, самоотверженности, огромной самодисциплины, внутреннего горения и медперсонала, и священников, и самих пациентов, поскольку не оплачивается, не получает признания и поддержки со стороны светской власти, общества. Для нее нет благоприятных социальных условий, информационной среды. Более того, через все СМИ непрерывно насаждаются нетрадиционные для нас языческие ценности: тотемизм, астрология, гадания, самолечение, колдовство. Вместо кропотливого ежедневного труда прививается упование на мгновенный успех «по щучьему велению или дикому везению»; вместо человеческого сотрудничества — конкуренция и достижение цели любой ценой; вместо трезвой критичной оценки своих возможностей и места в обществе — зависть к достижениям других; бескультурье — от забвения своей истории, традиций, до превращения пространства вокруг нас в помойку и многое другое. В медицине формируется тенденция к стандартизации лечения заболеваний, что удобно страховым фирмам и врачам-исполнителям. Такая система исключает врачебное творчество, поиск, индивидуальный подход, кропотливую работу с пациентами. Заметна дифференциация в отношениях клира с прихожанами и в приходских храмах, где также сегодня «по одежке встречают». Это реальные вызовы времени. Чтобы справиться с ними и обозначившимися внутренними противоречиями, их необходимо осознавать, анализировать, не стесняясь обсуждать и совместно действовать. Времени на это в стремительном информационном обществе отпущено немного.

к списку докладов