Вячеслав Петрович Трушов,
заведующий отделением медпрофилактики
Липецкого областного
наркологического диспансера,
заслуженный врач РФ

Традиции отечественной православной медицины в профилактике наркологических заболеваний

В последние годы традиционно обсуждаемые на самых разных уровнях вопросы наркологии однозначно сводились к проблеме наркомании, а тема о разрушительном влиянии пьянства и алкоголизма на демографические процессы оставалась табуированной. Назрела жизненная необходимость вновь вернуться к этой теме.

Хронологическая последовательность событий.

В 395 году от Рождества Христова некогда могущественная Римская империя разделилась на 2 части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, впоследствии названную Византией.

Просуществовав почти 7 веков, в 476 году Новой эры Западная Римская империя окончательно пала, рассыпалась на множество самостоятельных мелких государств. Одной из главнейших причин гибели империи была ее неспособность к дальнейшей стабильности, не говоря уже о каком-либо продуктивном развитии.

Причина же самой этой державной неспособности возникла из-за казалось бы банальной причины, связанной с забвением Ветхозаветных и Новозаветных библейских заповедей, предостерегающих от греха. Наиболее распространенными формами греховности как патрициев, так и плебеев стали праздность, блуд, пресыщенность и, конечно же, пьянство. «Хлеба и зрелищ» — это был предел телесных, душевных и духовных потребностей Римлян. Говоря современным языком, некогда могущественную империю погубили всеобщая бездуховность и нездоровый образ жизни.

В Византийский период, длившийся свыше тысячи лет (с 395 года по 1453 год), проблем, связанных с пагубным всеобщим непомерным потреблением алкоголя, не существовало. Киевская Русь, принявшая православие от Византии, также сохраняла общественную трезвость. Появившиеся в XI веке в Древнерусском государстве в Переяславле, Киеве, Новгороде, Смоленске и Львове монастырские больницы наркологических услуг не оказывали за их ненадобностью.

В дохристианской истории наши предки кроме пива и хмельного меда никаких других алкогольных напитков не знали (оба напитка имели крепость не более 5—6 градусов). После принятия Русью христианства появившееся из Византии вино, предназначенное для причастия, говоря современным языком, алкоголизации населения не вызвало.

Обрушивавшаяся на Русь беда от монголо-татарского нашествия почти на 400 лет обрекла народ на тяжкую кабалу от иноземного ига. Почти на те же 400 лет Русь отстала в своем развитии от стран Западной Европы в экономике, но только не в духовности. Духовное единство и поголовная трезвость позволили войску Дмитрия Донского разгромить войско Золотой орды на Куликовом поле, причем, без всяких «фронтовых ста грамм».

В период царствования Ивана Грозного (1547—1584 гг.) в Москве появились так называемые «царевы кабаки», которые за 140 лет своего существования в 335 раз увеличили питейный доход царской казны. Тогда же на Руси впервые появилась водка, которую завезли европейские купцы и дипломаты. По сведениям этнографа и публициста XIX века Ивана Гавриловича Прыжова, создавшего в 1868 году исторический трактат «История кабаков в России в связи с историей русского народа», в пьянство изначально вовлекались определенные слои жителей немногочисленных в ту пору городов. Основная же часть средневековой Московии проживала в селах и деревнях и долгие столетия оставалась трезвой. Поэтому иностранные дипломаты и купцы образовали своего рода устойчивые штампы, кочевавшие по страницам записок в течение столетий о всеобщих праздниках и пьяных толпах перед государевым кабаком. И лишь немногие путешественники ставили целью критически проверить сообщения своих предшественников.

В XVI—XVIII веках, несмотря на протесты крестьян и посадских, кабаки продолжали распространяться. В этом была целенаправленная политика. И вот в кабаки потянулись вереницы разного люда.

В 1652 году, во времена царствования Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и патриарха Никона вышел царский указ, который гласил: «Во всех городах и в государевых больших селах быть по одному кружечному двору, а в меньших малолюдных селах кружечным дворам не быть». В следующем году был издан еще более жесткий указ по ограничению вышедшей из-под государственного контроля торговли вином и пивом. Для того чтобы провести их в жизнь, потребовалось обращение к авторитету церкви. Был созван Собор, на котором присутствовали царь, патриарх и Боярская дума (16.09.1653 г.). Кабацкая реформа в интересах посада напрямую связана с именем патриарха Никона, впервые обозначившего позицию Церкви по отношению к проблеме нарастающего пьянства. В последующий исторический период, в годы реформ Петра I и Екатерины II, вплоть до царствования Александра II, т. е. на протяжении XVIII века и первой половины XIX века пьянство расползалось по городам, практически мало касаясь основной массы населения — крепостных крестьян. То был период расширения территории Российского государства. За два с половиной века державные владения разрослись от границ Руси Московской до пределов Руси Великой, Руси Малой, Руси Белой, Королевства Польского и Княжества Финляндского. Российская империя на западе граничила с Германией, на северо-западе — со Швецией, на востоке земли Русской, Аляски, граничила с Канадой.

Получив освобождение от крепостного права, немалая часть крестьян ушла на промыслы и мануфактуры в города. Так появился новый тип городского жителя, тип люмпена — пролетария, который оторвался от исконно домостроевского уклада деревенской жизни и не приблизился к укладу жизни мастеров и ремесленников, живших по канонам того же Домостроя, но только в городе. То, что всегда определяло незыблемость многочисленной по составу и многоукладной по числу поколений семьи, было постепенно разрушено. Производство и реализация алкоголя стали делом особо прибыльным. Стремительно наращивались темпы и объемы винокуренного производства. Н. А. Некрасов писал, что на Руси питейное дело растет, а также дал оценку рабочему на капиталистическом производстве: «…он до смерти работает, до полусмерти пьет».

В самой же среде бывших крепостных наметилось четкое расслоение. Одни упорным трудом и предприимчивостью в трезвом уме крепко становились на ноги, другие не вписывались в новый жизненный уклад, разорялись и спивались. Последних было не так уж мало. Появились и те, кто пытался повлиять на питейную ситуацию. В конце XIX века по отдельным территориям прокатились стихийные бунты за трезвость.

В этот период многие настоятели церковных приходов начинали принимать самое непосредственное и активное участие по изменению складывающейся питейной ситуации.

Так, профессор психологии медицинского факультета Московского университета А. А. Токарский в начале 80-х годов XIX века писал: «Я благосклонно отношусь к служителям Церкви, использующих методы прямого или косвенного внушения в лечебных целях». Далее он пишет, что в 70—80-х годах в селе Нахабино (под Москвой) священник Сергий Пермский, исцелял хронических алкоголиков посредством того, что брал с них зарок не пить спиртного. При этом заставлял целовать крест и Библию. В проповеди, предшествовавшей этому ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновь начинавший пить после «Боговдохновенного зарока», совершает тяжкий грех. Таким образом, отец Сергий излечил около 30 тысяч человек, которые создали общины «чаепитников». Все это укладывается в современное понятие первичной, вторичной и третичной профилактики.

Вместе с тем к 1913 году в России годовое потребление алкогольных напитков в пересчете на чистый спирт составило 4 литра на душу населения. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, в России были введены резкие ограничения по производству и продаже алкоголя. Этот по своей сути полусухой закон продолжал действовать и после Октябрьского переворота 1917 года, вплоть до 1925 года.

В 1925 году Рыков, Троцкий и Сталин с более или менее установившейся в стране трезвостью покончили. Вновь началась массированная алкоголизации населения, преимущественно городского. Требовались устойчивые источники пополнения госбюджета.

В селах же крестьяне, вовлеченные в коллективные хозяйства, с 1930 по 1960 год за свою работу денег практически не получали, платили налоги за сады, не получали пенсии, выкупали облигации, довольствовались трудоднями. За хищение колосков получали тюремный срок, так что было не до самогона.

Крестьянство Советского Союза, также как и крестьянство царской России, долгое время оставалось относительно трезвым. В послевоенные годы алкоголизация населения резко возросла в городах, а после хрущевских «послаблений» запила и наша матушка-деревня.

В середине 60-х годов СССР был до краев залит низкосортными плодовоягодными винами. Душевое потребление абсолютного алкоголя возросло до 10 килограммов в год, не считая самогона. Пьянство незаметно стало доминирующей потребностью населения. Предложение силой брало спрос. Доходы от реализации спиртного в период правления Л. И. Брежнева возросли со 100 до 170 миллиардов рублей в год. В целях «смягчения» алкогольного удара по населению в конце 60-х годов в СССР была создана самостоятельная наркологическая служба при Минздраве, а в системе МВД появились лечебно-трудовые профилактории. К 1985 году назрела жизненная необходимость ограничения производства и реализации алкоголя в объеме 30 %. Как это начиналось и чем это закончилось, многие отлично помнят. Однако не следует забывать, что в те годы у нас в наркологическом диспансере ежегодно умирали 4—5 человек. В последнее время ежегодная численность умерших приближается к 60 человекам. Белая горячка регистрировалась у 45—50 человек в год на всю Липецкую область, в последнее время этот показатель превышает 1400 случаев в год.

В годы советской власти православные традиции в деле протрезвления народа были, в силу гонения на Церковь и поголовного навязывания атеизма, практически полностью утрачены.

С 1987 года политика ограничения производства, реализации и потребления алкоголя в СССР в силу экономического кризиса в результате обвального падения цен на нефть на мировом рынке была свернута. Так, в очередной раз пьянство победило трезвость.

Наркологическая служба в постперестроечный период во многих регионах страны была значительно упразднена. ЛТП системы МВД закрыты. А с 1991 года наметился так называемый «Русский крест» — ежегодное число смертей стало превышать число родившихся. Так наша страна вверглась в пучину демографического кризиса, который был обозначен словом «депопуляция». Годовое душевое потребление абсолютного алкоголя возросло до 15 киллограмов, а по другим источникам — даже до 25 киллограмов. Всемирная Организация Здравоохранения предостерегает: страны с годовым потреблением абсолютного спирта на душу более 8 килограммов утрачивают здоровый генофонд. Происходит своеобразное оглупление населения.

Газета «Аргументы и Факты» (№ 22, 2006 г.) опубликовала подборку мнений авторитетных авторов на тему депопуляции. Привожу отдельные выдержки. Население в России увеличится, если объявит войну пьянству. Россия замерла над пропастью. Через 200—300 лет на земле вообще не останется русских. Наша нация вымирает чудовищными темпами. Сегодняшнюю «естественную» убыль населения в России можно сравнить только с потерями во время Великой Отечественной войны. От водки умирает каждый третий, более половины трудоспособных россиян уходят из жизни нетрезвыми.

Если мы будем продолжать делать вид, что ничего не происходит, то исчезнем, как мамонты. Приводится неутешительный прогноз: в 2050 году от 140 миллионов нынешних россиян останутся: 33 миллиона русских, 27 миллионов китайцев, 16 миллионов таджиков. Называется главная причина депопуляции — пьянство, которое как бы никем не замечается. Парадоксальная ситуация, состоящая в низкой рождаемости и высокой смертности, называется «Русским крестом», и дается ответ: «Русский крест» — в бутылке.

Газета «АиФ» объявила акцию «Как нам сберечь народ». Липецкий областной наркодиспансер ежемесячно в региональном вкладыше «АиФ» печатает свои статьи по данной проблеме, в том числе и информацию о работе православных врачей.

В 2006—2007 годах «Медицинская газета» опубликовала ряд статей ведущих наркологов России по вопросу, относящемуся не просто к наркологической ситуации, а именно к ситуации алкогольной. Газета «Металлург» (№ 22 от 28.03.2007 г.) опубликовала статью «Где спасительный путь?» с комментарием о прошедших в Москве XV Международных Рождественских чтениях. Православные врачи, священнослужители со званиями докторов и кандидатов медицинских наук, профессора, выступили с интересными докладами и сообщениями. Из выступления архиепископа Тихвинского Константина, ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, кандидата медицинских наук: «…еще лет 7—10 назад никто, кроме Русской Православной Церкви, на своих конференциях не говорил о демографическом кризисе, о вымирании нашей страны. Эта тема была негласной, как бы табу. Затем на обсуждение выплыла тема наркомании». И уже на Рождественских чтениях об угрозе пьянства общественному здоровью и о том, какие методы в преодолении алкоголизма в обществе можно использовать, говорил протоиерей А. Бабурин, настоятель храма святителя Николая в подмосковном селе Ромашково, руководитель Дома милосердия во имя преподобной мученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Он назвал число абсолютных потерь, прямо или косвенно связанных с алкоголем, — 700 тысяч смертей в год. Далее он говорил, что надо поддержать инициативу Церкви по созданию общества трезвости и семейных клубов трезвости. Созданная в церковном приходе села Ромашково община трезвости и воздержания имеет распространение в 33 странах мира, она более эффективна, чем система анонимных алкоголиков.

Служители Липецкой и Елецкой епархии также имеют ряд положительных моментов в том, что в наркологии называется профилактика. Мне приходилось участвовать в «круглых столах» по проблемам здорового образа жизни совместно священнослужителями в школах села Хрущевка и района Опытной станции г. Липецка. Имеются положительные примеры в работе подвижников городов Елец, Задонск и Чаплыгин. В самом же Липецке в достижении общих целей жизнь объединила усилия врачей-наркологов и священников: отца Сергия Косых, отца Андрея Сурикова, отца Николая Немцова, отца Михаила Князева, отца Геннадия Рязанцева. Главное — не остаться в стороне.

Взаимодействие Церкви с медицинскими работниками меняет в лучшую сторону нравственное состояние граждан. Чтобы было не до наркотиков, не до пьянства, не до табака, чтобы было меньше бомжей, абортов, СПИДа, чтобы матери не оставляли детей в роддомах, необходимо неустанно делать наше общее благое дело. Чтобы у священников количество венчаний новобрачных и крещений младенцев превысило количество отпеваний усопших.

Что касается врачевания. Даже в условиях рынка врачу просто необходимо сохранить свою христианскую совесть и вопросы профилактики осуществлять не только намерениями, но и делами.

При этом православные врачи обязаны довести до сведения всех своих коллег слова Святейшего Патриарха Алексия II, высказанные им в газете «Пока не поздно» (январь 2001 года): «Чтобы ближний всегда воспринимался как образ Божий, явленный в творении и не стал средством достижения чьих-то целей, объектом использования в современном секулярном обществе потребления».

к списку докладов