Валентин Александрович Агузаров,
главный врач Липецкого областного
онкологического диспансера,
Александр Викторович Копытин,
врач-хирург

Опыт совместной работы православных священников и онкологов по оказанию помощи онкологическим больным

Так сложилось в нашей стране, что для большинства людей диагноз «рак» — это приговор, ассоциирующийся со скорой, неминуемой, мучительной кончиной. Попадая в онкологический диспансер, люди заново переосмысливают понятия «жизнь» и «смерть». Больничная обстановка, страдания соседей по палате заставляют задуматься о быстротечности жизни, обдумать правильность поступков, совершенных когда-то.

Для неверующего или невоцерковленного человека диагноз этот звучит, как гром среди некого неба и становится настоящей трагедией. Считая, что за порогом жизни, «лишь мать — сыра земля», он либо стремится взять от жизни «все», либо в попытке излечить свое тело обращается к самым лучшим, с его точки зрения, врачам, зачастую чрезмерно надеясь на их профессионализм, или даже к знахарям и «народным методам» лечения.

Рак, в отличие от других заболеваний (тяжелые травмы, инсульт, обширный инфаркт), не вызывает мгновенной смерти или потери возможности самоанализа. Кроме того, современная онкология, применяя хирургические методы лечения, химиотерапию, лучевую терапию, позволяет добиться очень хороших результатов выживаемости; при начальных стадиях — излечение. То есть, у человека есть время для покаяния.

Человек воцерковленный расценивает онкологическое заболевание, прежде всего, как знак свыше, как предупреждение о том, что впереди — Вечность, что встреча с Богом «не за горами». Когда эта встреча произойдет — через месяц, год, через 30 лет или 100, знает один Господь, но первый «звонок» уже прозвенел. Таким образом, болезнь — это возможность изменить свою жизнь, стать ближе к Богу.

Показательна история болезни одной пациентки, для которой «звонок» этот прозвенел уже несколько раз. В 1986 году она прооперирована по поводу рака кожи. В 1998 году произведена тяжелая операция — гемиколонэктомия — по поводу рака ободочной кишки; в 2002 году больная оперирована по поводу рака слепой кишки, в 2006 году — операция в гинекологическом отделении по поводу рака тела матки, то есть после каждого заболевания больная излечивалась, а затем возникал новый самостоятельный процесс. И это далеко не единичный случай.

И абсолютно здоровому человеку часто бывает сложно справиться даже с небольшими житейскими неурядицами. Что же говорить о тяжелобольных людях? Где им найти в себе столько сил и мужества, чтобы не сломаться? Кто поможет? Психолог? Очень нужная профессия, требующая хороших знаний, колоссального терпения. Но не следует забывать, что на Руси издревле главным «психологом» был батюшка, и слово Божие лечило людей.

Это не означает, что не нужно лечиться, а только уповать на Милость Божью, но лечиться надо, прося Милости Божьей для себя и для врача, проводящего лечение. А если и врач с верой исполнит свои обязанности, эффект может превзойти все ожидания. С помощью Святых Таинств, воздействуя на душу, можно облегчить и болезнь.

Любое заболевание, тем более столь тяжелое, как онкологическое, отражается не только на физическом, но и на духовном состоянии человека. Пациенты нуждаются и в помощи врача, и в поддержке священника. Наставление, молитва и духовное утешение зачастую помогают в преодолении заболевания и реабилитации после него.

По договору между Липецкой и Елецкой епархией и Управлением здравоохранения области с августа 1999 года в диспансере действует молитвенная комната, а в феврале 2004 года открылся настоящий больничный храм. Освящение больничной церкви в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всецарица» совершил Преосвященный епископ Липецкий и Елецкий Никон в сослужении соборного духовенства.

В настоящее время настоятелем храма является отец Алексий Гузенко. Еженедельно в храме совершается Божественная литургия, водосвятый молебен перед образом Матери Божией «Всецарица» и панихида. Для тяжелых больных Таинства совершаются в палатах. Храм — то место, к которому с одинаковой любовью относятся больные и их родственники, персонал диспансера. Ежедневно сюда приходят затеплить свечу перед святой иконой и помолиться о своем здравии и здоровье близких, получить наставление и утешение.

То есть союз медицины и православия налицо: врач лечит тело, священник именем Божьим исцеляет Душу. Итак, Господь попускает нам болезни в первую очередь за грехи, давая, таким образом, осознание порочности многих наших поступков, возможность изменения порочного образа жизни. Начинаешь говорить со своими пациентами о прямой связи греха и болезни, так многие из них возмущенно говорят: «Я без греха! Всю жизнь работал, недоедал, недосыпал, детей растил! Ну, в церковь не хожу — не привык, их только недавно стали открывать».

Во время Великой Отечественной войны немцы с оккупированных территорий нашего Отечества вывозили молодых людей для работы в Германии. Все вывезенные девушки обязательно обследовались врачом. Интересна запись, сделанная таким врачом. Выяснив, что все обследованные девушки являются девственницами, он записал: «Страну с такими высокими нравственными устоями победить будет весьма сложно».

Беседа с больным — необходимый атрибут врачебной деятельности, у нас это называется «сбор анамнеза». Так вот, за время нашей работы встречались старушки, которые на вопрос о причинах отсутствия детей отвечали: «С мужем прожила всего месяц, мужа на войне убило. После войны звали замуж хорошие люди, но повторно выходить — стыдно». То есть, в то время понятие целомудрия, христианской нравственности еще не были выхолощены в сознании русского народа. К чему привели десятилетия богоборчества и особенно насаждение у нас западных, так называемых, демократических ценностей? К тому, что большинство наших сограждан, перестало замечать грех, а, по большому счету, перестало различать Добро и Зло.

Отрадно видеть людей, которые наверняка жили в очень тяжелых условиях, воспитывая 5-х, 6-х детей. Случилась беда — заболела мама или отец, и вот все дети из разных уголков страны — из Москвы, Липецка, Владивостока, из Минска собираются вместе, вместе решают: как помочь родителям? Но часто наблюдаешь, как не может поладить с матерью ее единственный ребенок, как он выясняет отношения со своей больной матерью прямо в больничном коридоре (Помните заповедь «Чти отца своего и матерь свою...»?).

Бог заповедал людям: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…» Но оболванивание людей, планомерно проводимое в течение десятилетий, привело к тому, что Россия забыла Бога. Когда люди отказались от Бога, они отказались и от детей, а значит, и от своего будущего. В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 1.782.266 абортов. Это только официальные цифры, неофициальные гораздо выше.

Наукой доказано, что нерожденный ребенок — не часть тела женщины. С момента зачатия он — самостоятельная личность. Находясь в утробе матери, дитя уже в 4 недели имеет свою нервную систему, может чувствовать материнскую любовь, радоваться, пугаться, слышать. К 12 неделям все органы и системы ребенка сформированы. То есть это человечек, только очень маленький. Лишить жизни беззащитное дитя — страшное злодейство. Человек — единственное существо, сознательно убивающее свое потомство.

В книге иеромонаха Стефана (Киселева) есть простые, но берущие за душу строки «песни нерожденного младенца»:

Хорошо бы родиться
У птиц иль зверей.
Ведь ни звери, ни птицы
Не губят детей.
Я бы зайчиком серым
Скакал по лугам
Или лебедем белым
Взлетал к облакам.

И после этого мы спрашиваем: «Почему растет число онкологических заболеваний? Почему все больше людей страдает сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями?»

Это наша общая боль, и без тесного взаимодействия Церкви, педагогов и врачей решить эту проблему, поменять сознание людей невозможно.

к списку докладов